6.12.2024
В современном мире существует множество разного рода профессий. И об одной из них я хочу рассказать.
Ищем таланты...
В детском саду дети занимаются музыкальной деятельностью: учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Они любят слушать музыку, двигаясь под неё, играют и поют. Кто же занимается такими вопросами в современном ДОУ? Конечно же, это педагоги узкой профессиональной направленности - музыкальные руководители детских образовательных учреждений.
Ключевая задача музыкального руководителя – это стимулирование интереса детей к музыке, развитие их музыкальных способностей, вокальных, игровых и ритмических навыков, а также формирование эстетического восприятие мира через музыкальную деятельность.
Чтобы стать хорошим музыкальным руководителем, одного желания и старания мало. Необходимо учиться терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, учиться умению заглядывать в будущее - видеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать интеллектуальные особенности детей.
Мне очень приятно и радостно, когда на моих глазах ребёнок раскрывается и становится маленьким «артистом», он с большим желанием бежит на музыкальные занятия, эмоционально и открыто просит сыграть, станцевать или спеть. От того, насколько ты сам интересен, профессионально грамотен, талантлив, во многом зависит музыкальное и творческое развитие детей, атмосфера радости в детском саду. И особенно приятно видеть восторг детей, когда им всё удается. Получать слова благодарности от родителей, своих коллег, самих детей - настоящее счастье и главное достижение в работе.
В постоянном поиске
Сколько новых способностей раскрывает эта профессия! Современный музыкальный руководитель занимается не только дизайном музыкального зала и пишет сценарии, проводит многочисленные праздники. Он оформляет и создаёт презентации и монтирует видеоролики, сочиняет стихи и музыку для детского вокала, участвует в многочисленных конкурсах, детских спектаклях и делится своим опытом с другими коллегами… Музыкальный педагог должен обладать не только знаниями музыкальной культуры и эстетики, профессионально владея музыкальным инструментом. Изначально у такого человека должен быть врождённый природный музыкальный дар, который он постепенно сможет передать своим воспитанникам на протяжении всей своей педагогической деятельности, и развить другой дар, увидев зачатки или предпосылки в будущем музыкальности у другого.
Из десяти лет методической работы (руководителя МО музыкальных руководителей округа) до сих пор учусь у коллег – педагогов-профессионалов разного высокого уровня (И.И. Бурениной, Т.Э. Тютюнниковой, М. Родиной), которые отдали профессии музыкального руководителя не один десяток лет. Группа «РИТМ» (инновационная площадка в г. Санкт-Петербург для творчески работающих педагогов-музыкантов из различных городов и посёлков нашей огромной страны России) позволила объединиться в тесном сотрудничестве на вебинарах, семинарах - практикумах, конкурсах различного уровня, найти удивительных коллег по профессии, которые всегда смогут поделиться инновациями в музыкальном образовании ребёнка дошкольного возраста.
Каждый педагог уникален
Все музыкальные руководители детских дошкольных образовательных организаций (а их 8) в Ковернинском муниципальном округе работают уже давно. Трое из них имеют высшую квалификационную категорию, ещё трое - первую. У пятерых есть специальное музыкальное образование. 4 педагога в округе имеют профессиональное дополнительное образованию по статусу, с правом преподавания музыкальной дошкольной педагогики в детских дошкольных образовательных организациях.
В своей педагогической деятельности мои коллеги предлагают такие новые формы организации, как конференции, дискуссии, онлайн-кинотеатры, открытые столы, деловые игры. Они используют в своей работе здоровье сберегающие, информационные, проектные, игровые и театральные технологии, технологии по творческому музицированию с дошкольниками известных российских педагогов Т.Э. Тютюнниковой, Т.А. Боровик, А.И. Бурениной, М.И. Родиной, А. Евтодьевой.
С 1983 г. в МДОУ д/с «Чебурашка» музыкальным руководителем трудится С.В. Ершова, которая много лет в своей работе использует направление «Развитие певческих навыков и умений в среднем и старшем дошкольном возрасте». Светлана Владимировна всегда делится своим педагогическим опытом с коллегами, сама при этом владея «уникальным певческим голосом».
Музыкальный руководитель Н.П. Куракина в детском саду «Ромашка» работает с 1992 года. Наталья Павловна является одним из тех педагогов, которые вносит в свою работу свой личный опыт по инструментальному музицированию с дошкольниками, используя нетрадиционные методы работы. Она является активным участником различных семинаров, мастер-классов и практикумов.
В сёминском д/с «Солнышко» музыкой с детьми занимается с 1998 г. С.В. Кудряшова. Вот уже несколько лет подряд она работает над развитием народных музыкально-ритмических движений, используя парциальную программу О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой - «Приобщение к истокам русской народной культуры». Также педагог ведёт работу в направлении развития чувства ритма с использованием русских народных детских инструментов: деревянных ложек, свистулек. Использует технологию работы над развитием коммуникативных способностей в детских играх и танцах для детей 5-7 лет.
Музыкальным руководителем в МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска трудится Н.С. Кудряшова, которая много лет отдала своей трудовой деятельности в коллективе. Работала и воспитателем, и методистом на протяжении долгих лет. Своё направление в работе – фольклорные песни и обрядовые русские народные танцы, хороводы - руководитель уже давно использует в своей работе и делится опытом с коллегами.
Несколько лет назад в МДОУ д/с «Колосок» д. Б. Мосты начала работать музыкальным руководителем О.Н. Белянина. Ольга Николаевна так же, как и другие коллеги, делится своим опытом работы по направлению «Развитие музыкально-ритмических движений в старшем дошкольном возрасте». Она разработала дополнительную программу по хореографическому направлению работы с детьми дошкольного возраста, активно использует её с воспитанниками, регулярно посещает методические объединения и делится своим опытом работы.
В детсаде «Ленок» п. Ковернино музыкальным руководителем работает С.В. Ломтев, который закончил Борский колледж культуры по классу «Обучение игре на гитаре».
Ещё в начале своего творческого пути молодой педагог О.А. Соколова. В МДОУ д/с «Светлячок» д. Гавриловка она трудится с 2023 года. По специальности Ольга Алексеевна психолог, но она постоянно учится, регулярно посещает наши объединения, занимается на курсах разного уровня по повышению квалификации.
Как воспитателем, так и музыкальным руководителем с 2020 г. в д/с «Родничок» с. Хохлома работает педагог Любовь Григорьевна Пылаева. Совмещая эти две профессии, она постоянно учится и принимает участие в музыкальных муниципальных конкурсах.
Работаем вместе
Музыкальные руководители детских дошкольных образовательных организаций - исключительно творческие педагоги-профессионалы «тонкостей» специфики музыкальной дошкольной педагогики. Они не только творят, сочиняют, участвуют в конкурсах различного уровня, но и являются организаторами своего маленького коллектива: воспитателей, специалистов, родителей в ДОУ. И каждый из них выбрал своё творческое, инновационное направление, которое так необходимо в музыкальном развитии и становлении личности дошкольника.
В этом году многие детские сады поддержали тему организации музыкально-театрализованной деятельности. Детским садам были предложены разные модели детского театра: музыкальный спектакль, мюзикл, кукольный театр, театральный квест, театр песни, пальчиковый театр, семейный театр, театр танцевальных миниатюр.
В начале сентября 2024 г. всем музыкальным педагогам были даны методические рекомендации по организации музыкально-театрализованной деятельности в современном детском саду на основе творческого сотрудничества педагогов с детьми и их родителями. А также педагоги стали участниками семинара на тему: «Развитие творческой активности у детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности», который прошёл в МДОУ д/с «Рябинка». Обсуждались вопросы по применению театральных методик, инновационных методов и приёмов организации музыкально-театральной работы, направленных на развитие творческой активности у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Работа над этой темой продолжится в 2024-2025 учебном году.
Хочется всем коллегам пожелать дальнейшего роста в профессиональной деятельности, творчества и позитивного настроения в музыкальном образовании современных дошкольников.
Т. Тесёлкина
Руководитель МО музыкальных руководителей