09.02.2023
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремлённые творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего потенциала. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. И помочь этому могут взрослые.
Задача родителей – не позволить ребёнку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!
Не стоит родителям быть скованными и консервативными. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребёнком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребёнка. Это не только поможет вам сблизиться с ним и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс.
Предложите ребёнку послушать музыку, а потом вместе нарисуйте красками то, что услышали. Попробуйте озаглавить рисунок и сочинить рассказ по нему. Когда вы в дороге, можно тоже поиграть. Подбираем слова-рифмы (кошка-мошка-окошко и т.д.). А можно усложнить задание. Попытайтесь сочинить стихотворение с этими словами, хотя бы пару строк.
Гуляя в осеннем парке, посмотрите на различные листочки. Возможно, они похожи на кораблик, медвежонка, звезду. Наберите листочков, ведь они пригодятся для творчества в дождливый выходной.
А с каким желанием наши дети лепят снеговиков, строят снежные крепости и различные фигуры! Вот где работает фантазия, развивается мышление и творчество. Взрослым остаётся только контролировать и соглашаться с задумками наших фантазёров.
Ну а если вы отдыхаете на берегу речки? Не мешайте детям мечтать и выдумывать. Пусть они придумают несуществующий предмет или вообразят страну несуществующих животных. Можно построить замок принцессы из песка. И – обязательно - пусть дети озвучивают то, что сотворили, а дома нарисуют или слепят из пластилина. Так ваши дети развивают не только воображение, но и речь, и мелкую мускулатуру рук, что пригодится в школе.
В более старшем возрасте предложите ребятам найти выход из проблемных жизненных ситуаций. Например: «Мы приехали к бабушке в деревню. Папа дал триста рублей для похода в магазин. Что можно купить к чаю на эти деньги?» Вот тут можно развивать разные идеи: чтобы хватило денег, чтобы всех угостить, чтобы вспомнить предпочтения каждого члена семьи, а ещё надо почитать на этикетке срок годности товара, возможно, его состав и т.д.
Уважаемые родители, если вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, пользуйтесь следующими советами:
- Будьте терпимы к разным идеям своего ребёнка, уважайте его за любопытство и вопросы. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся странными.
- Позволяйте ребёнку, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
- Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
- Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остаётся один в процессе творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс.
- Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребёнок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании сына или дочери. Не забывайте, что у каждого ребёнка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного малыша максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг неё.
В. Гореловская,
учитель начальных классов МОУ «Гавриловская средняя школа»