10.12.2024
С первых дней Великой Отечественной сотни тысяч девушек и женщин шли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Письма с просьбами помочь попасть в действующую армию многие из них направляли известному штурману, герою Советского Союза Марине Расковой.
К тому моменту Раскову знала вся страна. Она поставила несколько рекордов, в том числе и мировой, совершив в 1938 году знаменитый беспосадочный перелёт из Москвы до Дальнего Востока на самолете «Родина», за что получила звание героя Советского Союза.
Впервые в мировой практике
В октябре 1941-го, будучи уже в звании майора ВВС, Марина Михайловна инициировала создание боевых женских авиационных полков, одним из которых был 588-й ночной бомбардировочный. Подобных формирований практика мировой авиации ещё не знала.
Недостатка в желающих не было. В 588 ночной бомбардировочный полк было отобрано 115 совсем ещё юных девушек в возрасте от 19 до 26 лет. А 26 октября все они отправились в город Энгельс, где на базе военной авиационной школы шло формирование полка. Командовала им Евдокия Бершанская.
Летать девчонкам предстояло на самолете У-2, прозванным в народе «Кукурузником». По своим техническим характеристикам У-2 совсем не подходил для войны. Фюзеляж у него был из дерева, а крылья - из полотна, покрытого эмолентом - веществом, придающим ткани плотность, но легко возгорающимся при попадании снаряда. Мощность мотора 125 л.с., а скорость с бомбовой нагрузкой около 100 км/ч. Кабина открытая, сидения лётчиков ничем не защищены.
На тот момент никакой специальной формы для женщин не было. Им давали обычные мужские гимнастёрки, которые приходилось перешивать и мужские сапоги. Чтобы кирзачи не болтались на ногах, девушки подкладывали толстые стельки и набивали сапоги простынями или газетами.
23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, где вошёл в состав 218 ночной бомбардировочной авиадивизии. Командир дивизии полковник Попов, узнав, каких ему прислали бойцов, в сердцах произносит: «Ну чем мы провинились? Почему нам прислали такое пополнение?». А коллеги мужчины встретили новоиспеченных бомбардировщиц с иронией и называли их «Бабий» или «Дунькин» полк.
Отважные лётчицы
Первый боевой вылет экипажей женского полка состоялся 12 июня 1942 года. Летом за ночь экипажи совершали по шесть-восемь боевых вылетов, а зимой – по десять-двенадцать. Перерывы между вылетами составляли всего несколько минут, лишь для того, чтобы заправить самолет и загрузить бомбами.
Девушки придумали оригинальное приспособление для бомбометания. В ткани, которая обтягивала правое крыло, прорезали длинную щель, примерно 5 на 40 см. В неё хорошо просматривалась земля. В борт самолета, у кабины штурмана вбивали металлический штырь, смазывали его светящимся веществом и штурманы прицеливались через такую рамку со штырём. Попадание получалось очень точным.
У отважных лётчиц было много целей: аэродромы, укреплённые позиции врага, склады с боеприпасами, переправы, скопления немецкой техники. Задача была не просто нанести урон, но и максимально измотать противника и лишить его сна.
«Ночные ведьмы» – так прозвали немцы беспощадных бомбардировщиц. Среди нацистов ходили слухи, что лётчиц пичкают психотропными средствами. Якобы поэтому они не спят и не чувствуют страха. Другие считали, что девушек набирали из мест лишения свободы, поэтому им нечего было терять. Третьи и вовсе считали их самыми настоящими ведьмами, которые перед атакой читают особые заклинания, а затем нападают. Поэтому их заколдованные самолеты появлялись из ниоткуда.
8 февраля 1943 года, спустя всего 8 месяцев как девчата прибыли на фронт, генерал Чумаков перед строем зачитал о присвоении полку звания Гвардейского. А 588-й ночной бомбардировочной полк был переименован в 46-й гвардейский авиаполк.
588-й полк до самого конца оставался полностью женским, тогда как 586-й и 587-й полки через некоторое время стали «смешанными».
По окончанию войны Евдокия Бершанская стала единственной женщиной в СССР, чьи заслуги были отмечены высокой полководческой наградой — орденом Суворова третьей степени. 23 летчицы получили звание Героя Советского Союза.
Потери составили 32 человека. Но даже несмотря на то, что летчицы погибли при выполнении боевых заданий за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. Когда фашистская Германия была повержена, комиссар 46-ого гвардейского полка Евдокия Рачкевич на деньги, собранные всем подразделением, объездила те места, где разбились самолёты, и разыскала могилы всех павших девушек. До сих пор они остаются героями, память о которых будет передаваться сквозь века.
Фото: https://dzen.ru