01.07.2023
Север нашего Ковернинского края… Здесь живёт деревня Марково, расположенная на берегу лесной речки Серьги. Много лет прошло с поры её рождения, много воды утекло. Но, видно, всегда ей везло на людей, которые селились на её улицах. Всегда Марково было знаменито своими трудолюбивыми людьми.
Семья Мартиных давно обосновалась в этой деревне. Глава семьи – Иван - слыл лучшим кузнецом на все окрестности. Была у него своя кузница, где и трудился с утра и до позднего вечера, помогали ему старшие сыновья. А самый младшенький сын – Вася - любил смотреть, как они делают серпы, косы. Пытался помогать, кувалду схватить, чтобы принести тяте, а силенок-то не хватает… Засмеются отец и братья и домой отошлют проверить, как там дед поживает.
Дед у Васютки был совсем старенький, зимой целыми днями на печи кости больные грел. Прибежал как-то Вася домой и рассказывает с обидой: «Дедка, в кузнице так интересно, а меня выгнали!» Смотрит дед добрыми глазами на внучонка и говорит с гордостью: «Много работы у твоего отца и братьев в эту зиму, много заказов. Серпы и косы таких мастеров ценятся у народа».
Захотелось и Васе быть таким же известным в округе, как отец. «Знаешь, дедка, я когда вырасту, построю себе самый большой дом, чтобы все меня знали и помнили много лет!» – сказал Вася и показал руками, какой высоты его дом будет.
Дед внимательно посмотрел на внука и сказал: «Чтобы тебя помнили, внук, надо строить для народа, а это значит - крепко и на века».
Вырос Василий сильным и трудолюбивым, но кузнецом не стал. После смерти отца кузница осталась старшим братьям. А Василий занялся лесом, сколотил бригаду из местных мужиков. И стали они зимой лес валить по берегам лесной реки Большая Серьга и складывать до весны. А весной сплавляли его плотами по Узоле до Городца. Там продавали свой лес местной купчихе, которая на баржах отправляла это богатство по Волге в Астрахань, где продавала втридорога. Когда кончились леса в округе, стал отправлять бригады на реку Унжу и в её верховье, где стояли ещё леса вековые, сосны, как мачты.
Бегут года, ещё больше воды утекло в реке Большая Серьга. Растёт богатство Василия, знают все в округе лесопромышленника Мартина Василия Ивановича. Многие крестьяне идут на поклон к нему с просьбами о работе и о деньгах.
И построил Василий самый большой дом в Маркове, исполнил свою детскую мечту. Богатый дом с застеклённым балконом, на котором летними вечерами хозяева пили чай из самовара. Снаружи весь дом был украшен деревянной глухой резьбой. Окна - в резных наличниках, очень редкой красоты и богатства. Видна в них рука знаменитых городецких резчиков, которые над входом в дом изобразили берегиню, чтобы оберегала дом от всех бед.
Чем больше гордился собой Василий, тем больше боялись его односельчане. И завидовали.
А тем временем городецкая купчиха решила на свои пожертвования построить в Маркове церковь. Подрядчиком строительства назначила Мартина Василия Ивановича. Выдала ему десять тысяч серебряных и сказала: «Построй-ка ты, Василий, такую церковь, чтобы помнили обо мне и о тебе через много веков. А не хватит моих денег, свои добавишь».
Едет Василий по дороге на резвой лошади домой и думает: «Построю-ка я лучше деревянную церковь, она дешевле выйдет. И своих денег добавлять не надо, ещё мне и купчихиных останется».
А ночью видит он сон. Будто идёт он по усадам за деревней, ищет место, где церковь поставить. И видит - дед его сидит на горке и рукой показывает: «Вот здесь будет стоять твоя церковь, Васятка. И не забывай, что строишь для народа!» Проснулся Василий и побежал на то место, что указал дед. «И впрямь, лучше места не найти. Спасибо, дед. Вот только для нашего народа и простой церкви хватит», – подумал Василий.
Место для церкви было выбрано удачно. На самом высоком холме, купол виден со всех сторон, и сама она как бы парила над деревней. Постройка была деревянной, снаружи украшена скромной глухой деревянной резьбой, а внутри с богатым убранством. Оштукатуренные стены были расписаны в голубых тонах сюжетами из жизни святых, пол - паркетный, много дорогих икон и церковной утвари. На высокую колокольню были заказаны в городе колокола и привезены на лошадях обозами. Территорию вокруг церкви огородили резной железной изгородью.
На открытие церкви приехала сама купчиха, вот только та ей совсем не понравилась. Купчиха мечтала увидеть кирпичную, поставленную на века. А тут – деревянная, до первого пожара.
«Эх, Василий Иванович, не ожидала я, что ты такой жадный до денег!» -молвила купчиха, села в карету и уехала в Городец. С тех пор их дружба и закончилась.
Прошла, пронеслась жизнь Василия, вырос сын Андрей. И когда занемог Василий, наказал он своему сыну похоронить его у церкви. Исполнил завещание отца сын. На могиле отца с матерью поставил памятник, на котором написано: «Здесь похоронены ктиторы (ктитор, в переводе с греческого, - «создатель», «строитель»; так называют людей, выделивших средства на строительство или ремонт православного храма. – Прим. редакции) сей Богословской церкви Мартин Василий Иванович и Дарья Фоминична».
И в настоящее время стоит в Маркове дом Мартина Василия Ивановича, но живут там уже другие хозяева. А церковь закрыли, разграбили. Дерево со временем быстро разрушилось, стены сгнили.
Целый век прошел, люди вернулись к православной вере, восстанавливают старые церкви. Но эта церковь восстановлению не подлежит. И могила у церкви тоже заброшенная, заросшая деревьями и травой. Разбросали лихие времена революций всех родственников Мартиных по разным городам. Некому ухаживать за могилой предков.
«Что же ты, Василий, деда не послушал! Была бы у нас сейчас церковь живая, и встречал бы на её пороге священнослужитель. И вокруг церкви цвели бы цветы. А твоя могила стояла бы ухоженная и незабытая, в память и благодарность от потомков».
Но сейчас церковь стоит как памятник вечного укора: и не только за ошибки нашего предка, но и за наши с вами.
Н. Красильникова
Библиотекарь Марковской библиотеки
В качестве послесловия.
Церковь Иоанна Богослова в Маркове не подлежит восстановлению, но жителям сегодня есть где помолиться: несколько лет назад, в 2019 году, благодаря помощи предпринимателя Д.В. Тулупова рядом с местным кладбищем была построена часовня. Также на въезде и выезде из деревни установлены поклонные кресты.