05.09.2024
В этом году отмечается 50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали, участие в котором приняли и ковернинцы
Для справки: БАМ, соединяющей сегодня Восточную Сибирь с Дальним Востоком, был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой 23 апреля 1974 года, тогда и начался период активного строительства магистрали. С 1974 по 1984 год в нём было задействовано в общей сложности более двух миллионов человек. В их числе и мой собеседник - Константин Александрович Ермаков из деревни Дурандино, к которому мы напросились в гости в связи с юбилейной датой. Посидели, повспоминали, посмотрели фотографии. В каждом из этих чёрно-белых снимков - целая история - ушедшая, но не забытая.
- Сам-то я с Вачи, а вот жена моя - местная, из Дурандина, - начинает свои воспоминания Константин Александрович. - Тогда ведь мы все по комсомольской путёвке на БАМ поехали, с Горьковской области человек 120 вместе с нами оправились.
По дороге с будущей женой Валентиной он и познакомился.
- Был февраль 75-го... Мороз, стужа, ехали целую неделю, и везли нас в двух специальных вагонах, - продолжает он.
Вот ведь, подумалось сразу мне, какая молодёжь тогда была в Советском Союзе, что могла вот так, "хором" побросать городские удобства и тёплые квартиры, благополучные заводы и фабрики и решительно отправиться в вечную мерзлоту? Но тогда ведь как было? Партия сказала: "Надо!", комсомол ответил: "Есть!"
Привезли "новобранцев" в Могот, название это Константин Александрович - и ночью спроси - ответит, даром, что мудрёно звучит, не по-нашему. Так вот этот самый посёлок Могот был основан всего за год до того, как в нём появился комсомолец Ермаков.
Если окунуться в историю, то первая дорожная будка на Амуро-Якутской магистрали была основана в 1930 году. В октябре 1974 года молодёжные отряды «Якутский комсомолец» и «Ставропольский комсомолец» начали возводить здесь современный посёлок. А 27 апреля 1974 года из Кремлёвского дворца съездов на БАМ уезжает ударный комсомольский отряд имени XVII съезда комсомола. Среди них прибыли первые поселенцы посёлка. С января 1975 года в Могот прибывают строительные отряды со всех концов страны: «Ярославский комсомолец», «Горьковский комсомолец», «Мордовский комсомолец», «Чувашский комсомолец». Надеюсь, вы поняли, к какому отряду принадлежали Константин Александрович Ермаков и его жена Валентина?
Могот - место не для слабонервных
С этого самого Могота, собственно, всё и началось. Всего в 65 километрах от райцентра Тында находился посёлок. Здесь и обосновались наши комсомольцы.
- Жили в вагончиках, туалет на улице, печка и умывальник внутри. В таком же вагончике располагались медпункт и магазин, - вспоминает Константин Александрович. - Кругом сплошь тайга. В течение года температура менялась от минус 60 градусов до плюс 40, представьте себе!
Сам Константин большую часть времени здесь пилил лес, Валентина трудилась завхозом. Через полгода оба уехали в Тынду, где мой собеседник занимался изготовлением звеньев для укладки железнодорожного полотна. Работа у комсомольцев спорилась, зарплатой молодёжь не обижали.
- Ну если сравнить, то в Горьком я тогда получал сто рублей, а в Тынде по 600-700, - говорит бамовец.
Да и питание у первопроходцев было совсем другое, нежели в центральной России. Строителям БАМа полагались и колбаска разная, и кофе хороший, и много ещё чего, о чём в конце 80-х-начале 90-х мы и мечтать не смели. В общем, в ежегодные отпуска на свою малую родину комсомольцы приезжали с богатыми подарками. Суровые условия жизни компенсировались.
В Благовещенск - за водкой
...В Тынде молодые и поженились. Свадьба была весёлая! Человек 80 гуляли. Одна беда - сухой закон на БАМе был. Были талоны, а что на талон тогда полагалось - бутылка или две на месяц. Долго бы пришлось их копить на свадьбу... Но наши, русские, везде выход найдут.
- Решили мы слетать на самолёте в Благовещенск, - вспоминает Константин Александрович. - Ну и слетали, привезли пять ящиков водки!
Со временем молодым выделили уже более благоустроенное жильё. Жили - не тужили.
- Когда уезжал, думал - на год или два, а потом вернусь, да вот и прожил на БАМе двадцать лет!- говорит мой собеседник.- Но я доволен, что моя жизнь так сложилась. Поехал ли бы опять, если всё назад вернуть? А что бы и не съездить!
А что бы и не съездить! Молодость, она, знаете ли, города берёт. Пока молод и полон сил, хоть на Эверест, хоть на БАМ....
У каждой эпохи - свои герои
...А ведь говорят, что в своё время Байкало-Амурскую магистраль начинали строить заключённые. К примеру, в 1938 году на строительстве работало более 150 тысяч обитателей исправительно-трудовых лагерей. Это уже говорит о том, насколько сложными были условия жизни в то время и в тех местах.
Впоследствии стройка стала всенародной. Подтверждает это и К.А. Ермаков.
- У нас были все национальности, со всего Союза, жили очень интересно и весело!
Нельзя недооценивать роль БАМа в истории страны. Проект по строительству Байкало-Амурской магистрали задумывался для решения экономических, геополитических и стратегических задач. Нужно было создать условия для разведки и последующей разработки месторождений полезных ископаемых и в целом для освоения территории Сибири. Большое внимание уделялось и национальной безопасности, ведь действовавшая на тот момент Транссибирская магистраль проходила вдоль южных границ страны, а БАМ строился глубоко внутри.
Многие из этих задач Байкало-Амурская магистраль решает и сейчас, однако новый век внёс свои коррективы.
Расширение БАМа в последние годы стало стратегической для страны задачей. За последние 12 лет — с 2012-го по 2024-й - провозная способность магистрали увеличилась в три раза и продолжает расти, — подчеркнул Владимир Путин во время церемонии вручения государственных наград по случаю 50-летия БАМа.
Сегодня в городах и посёлках, расположенных вдоль Байкало-Амурской магистрали, живут в основном потомки тех, кто в 70-80-х годах приезжал на грандиозную молодёжную стройку. А это значит, что дело, которое когда-то начинали такие комсомольцы, как Константин и Валентина Ермаковы из д. Дурандино, продолжает жить.
...Сами же Ермаковы спустя 20 лет переехали на малую родину Валентины, детям суровый климат не подошёл по здоровью, пришлось вернуться. Пять лет нет уже в живых и Валентины Васильевны. Константин Александрович сегодня живёт почти один в этой красивейшей деревеньке. Но это по зимам. Летом же Дурандино приветливо встречает дачников, детей и внуков. Жизнь продолжается.
Послесловие. Вот вроде бы и точку уже поставила. А в голове снова крутится: до чего же наш русский народ особенный, до чего ж страна наша Россия счастлива такими мужественными и отчаянными парнями, способными и вечную мерзлоту растопить, и врага со своей земли прогнать. У сегодняшней молодёжи, может, уже и нет того самого БАМа, но есть СВО, где тоже нужны героизм, вера и отвага...
Марина Вагузова