Жизнь Софьи Петровны Королёвой из д. Б. Круты, как в стихах, – цветное полотно. Причём, в буквальном смысле. Она – мастерица лоскутного шитья.
Ручная работа в современном мире, где почти всё, что нас окружает, производится на китайских фабриках, ценится чуть ли не на вес золота. Одно из наиболее кропотливых ремёсел, требующих и внимания, и невероятной усидчивости мастера, – лоскутное шитьё. Кстати, Софья Петровна рассказала, что есть у этого, пожалуй, самого яркого и весёлого вида народного творчества и «импортное» название – пэчворк.
«А я шить хочу, но меня не берут!»
Софья Петровна – житель местный, деревенский, лесной. Так она сама о себе говорит.
- Родилась дома, у печки, - тепло улыбается мастерица. - В семье нас четверо ребятишек было – два брата, две сестры. Рукодельничать с детства любила. Это, наверное, мне от моей бабушки Поли передалось, она хорошо ткала. У меня своя детская машинка была, я куклам платьица шила. И вязать мне очень нравилось – в первом классе себе шапку связала. После школы в город поехала, учиться на швею. Но не взяли, потому что из деревни. Тогда вот так было. Вышла я, села на ступеньки и плачу. Рядом девочка сидит и тоже плачет. Я повернулась к ней, спрашиваю: «Ты чего?». Она отвечает: «Шить не хочу, хочу быть стюардессой!». И в ответ спрашивает: «А ты что?». А я говорю: «А я шить хочу, но меня не берут!». Вот так и проплакали. Но делать нечего – здесь же в городе, пошла работать на фабрику. Взяли без образования ученицей. На фабрике познакомилась с профессиональными швейными машинками, узнала, что такое оверлок. Правда спустя время всё равно вернулась к родителям. Поняла, что город – не моё. У нас тогда здесь, в деревне, небольшое швейное производство было – рукавицы шили, вот я и устроилась швеёй. Что-то дома на заказ шила.
Шить, рисовать, воспитывать
Софья Петровна призналась, что в детстве у неё было три мечты: шить, рисовать и быть воспитателем. И всё это в своей жизни ей удалось испробовать. В молодости шила и вязала для всей семьи (да и сейчас руки всё помнят). Рисовать на Ермиловской фабрике научилась – был и такой профессиональный опыт. И детский сад случился в её судьбе. Там и в роли нянечки, и в роли воспитателя успела себя попробовать. А вот на заслуженный отдых уходила из местного Дома культуры, где 20 лет трудилась техническим работником. Здесь в ДК и состоялась наша с ней встреча.
- Мне своя работа очень нравилась, такие люди здесь интересные, - с ностальгией произносит Софья Петровна. - Так жалко было уходить. Но всему своё время... Вот на пенсии времени стало больше, и я начала осваивать пэчворк. Первые работы, конечно, выходили не очень презентабельными. Но я же самоучка, и сначала понятия не имела, что лоскутное шитьё настолько популярно в мире. Что есть специальная литература, что можно в интернете общаться с другими мастерами, задавать вопросы, черпать идеи и трансформировать во что-то своё.
«Сажусь за дело и улетаю»
Сегодня Софья Петровна активный пользователь интернета. У неё есть страничка ВКонтакте, где она выкладывает фото своих работ. А в деревне давно все знают про увлечение землячки, поэтому часто приносят старые вещи, которые Софья Петровна стирает, распарывает, гладит и пускает в дело. Так появляются накидушки, покрывала, скатерти с самым замысловатым орнаментом и невероятно реалистичными рисунками.
- Сначала в голове рождается идея, потом я переношу её на бумагу, - рассказывает последовательность своей работы рукодельница. - Ну а дальше уже работаю с тканью. Вот совсем недавно приобрела новую электромашинку. Теперь работать – одно удовольствие! Шитьё вообще очень хорошо отвлекает от проблем. Я когда сажусь за дело – куда-то улетаю, обо всём забываю. У меня и голова отстаёт болеть, нервы успокаиваются. Всем рекомендую!
Бабушкины гаврики
Не сложно догадаться, что у человека мастерового всё в руках вторую жизнь обретает. Вот и наша мастерица помимо пэчворка, с удовольствием вяжет коврики, а любую бесполезную вещь, судьба которой - быть выброшенной на мусорку, превращает в очень даже полезную.
- У нас в клубе небольшой ремонт был, выбросили старые пластмассовые вёдра, - рассказывает Софья Петровна. - Я подобрала, вымыла, обшила бисером и у меня появились прекрасные очень вместительные шкатулки. Или вот этажерка из таких же старых пластмассовых ящиков. У меня четверо внуков-мальчиков, и когда они приезжают, кладут туда свои вещи. Знаю, что некоторые эту идею (фото я выложила ВКонтакте) взяли себе на заметку.
Кстати, внуки Софьи Петровны (она их ласково называет «мои гаврики»), сами не прочь взяться за бабушкины спицы. Мальчишки с удовольствием вяжут коврики уже у себя дома, и если где-то загвоздка - консультируются с бабушкой по телефону.
Большую часть своих лоскутных и вязаных изделий Софья Степановна просто отдаёт в дар, искренне радуясь, что кому-то по душе то, чем она занимается. Но случаются и «спецзаказы». Благодаря интернету сегодня многие ценители ручной работы знакомы с творчеством Софьи Петровны и хотят покрывало в технике пэчворк именно от большекрутовского мастера. Кстати, мы тоже не остались без подарка – разноцветного покрывала, на котором лежит не только отпечаток руки мастера, но и сохранилась частичка его души...
Автор: Юлия Каменьщикова