15.10.2022
Приветствую вас, дорогие друзья! Я, ваш верный поклонник и неисправимый путешественник Аркадий Мимоходов, снова «на связи»! Хочу спросить у вас: «Как вы относитесь к осени?» Если среди вас ценители этой особенной поры, с удовольствием созерцающие «в багрец и золото одетые леса»? Найдутся ли те, кто от одного упоминания об осени тянутся к шерстяному пледу и включают камин?
За себя отвечу так: «Осень – однозначно моя стихия!» Во-первых, родился я в самом её расцвете – октябре, во-вторых, осень – лучшее время для поэтического и прозаического творчества, поиска вдохновения. Ну и, в-третьих, только осенью мы способны явно ощутить тот самый эмоциональный переход из режима «карнавал» в режим полнейшего умиротворения – как «вкл.» и «выкл.». Скажу вам больше – по статистике именно осенью в жизни людей происходят удивительные перемены, судьбоносные встречи, принимаются важные решения. Нет, осень невозможно не любить и уж тем более нельзя недооценивать! И вот вам тому подтверждение…
У меня зазвонил телефон…
В первых числах сентября у меня раздался телефонный звонок, которого я, признаться, совсем не ожидал (возвращаясь к теме о том, что осень – время событий). На том конце «провода» оказался Владимир Николаевич Маслов. Ни о чем вам не говорит? Ваш рассказчик тоже сначала ничего не понял, пока не услышал: «Я правнук Мефодия Потапьевича Камзолова».
…Ух, всё же не напрасны мои труды и непраздное любопытство! Надеюсь, вы не забыли летнее «расследование» путешественника Мимоходова, которое я совершил в июне в д. Мартыново. Предметом моего исследования на тот момент стал дом купца-промышленника Нефёда Камзолова («Ковернинские новости» №43, от 21.06.2022 г.). Тогда я очень сожалел о том, что не удалось найти никаких родственных ниточек, ведущих к купеческому семейству. Моими собеседниками оказались лишь жители деревни, которые также не владели никакой конкретной информацией. И лишь могилы членов семьи Камзоловых на местном кладбище – единственное, что явно свидетельствовало об их существовании на этой земле. Очень хорошо помню, как мне не хотелось ставить точку в поисках. Не отпускало необъяснимое чувство незавершённости, недосказанности. Открытый финал, как говорят авторы. Я бы с удовольствием докопался до истины, если бы была хоть единая зацепка. И - вуаля! Вселенная услышала и приняла мой «запрос»… А Владимир Николаевич уже спешил поделиться имеющейся у него информацией.
Два сына и дочь
- Увидел ролик в интернете одного видеоблогера, посвящённый деревне Мартыново. Там, в том числе, шла речь о доме промышленника Камзолова, а потом прочёл материал в газете «Ковернинские новости» на эту же тему и не мог не отозваться, - рассказывает Владимир Николаевич.
29 февраля 1980 году мама моего собеседника Ольга Фёдоровна Маслова на обычном тетрадном листе составила запись «Родословие Камзоловых». Листок, где красивым разборчивым почерком выведены имена всех родственников, начиная от Потапия, бережно сохранили её дети. Благодаря этому сегодня мы можем проследить эту линию и сделать определённые выводы.
Исходя из записей, следует, что у Потапия Камзолова (отчество не указано, а имя, как утверждают современники, именно Потапий, а не Потап) было четверо детей – кроме Мефодия (не Нефёда), были рождены сыновья Максим (в родословной имя стоит под знаком вопроса, возможно – Родион), Тимофей и дочь Татьяна. Но поскольку центральной фигурой для меня в этой истории является Мефодий, подробнее проследим именно его родовую ветку. Женой купца была Татьяна Андреевна Горлова. Летом, исследуя захоронения, я так и не нашёл могил супругов.
- Не исключаю, что Мефодий мог уехать из Мартынова ещё до раскулачивания, - рассуждает Владимир Николаевич. - Известно, что скончался он в 1932 году в Нижнем Новгороде. Именно здесь Мефодий Потапьевич осел после революционных событий.
Как оказалось, бывшему «кулаку» было предложено место церковного старосты. Но конкретных сведений о его жизни в этой ипостаси и до момента кончины найти не удалось, как и самого захоронения прадеда нашего рассказчика. Татьяна Андреевна умерла значительно раньше – в 1920 году, поэтому, возможно, что до последних дней она с супругом всё ещё проживала в Мартынове.
Из родословной следует, что было у Мефодия трое детей – сыновья Фёдор, Григорий и дочь Мария (по моей первой информация в семье было два сына – Фёдор и Илья). Интересный факт, указанный в родословной: «Мария вышла замуж в Ковернино за Куликова Николая Степановича, за племянника богатого купца Малышева, у которого Николай Степанович был приказчиком». Любопытно. Выходит, что купец Малышев, чей дом, расположен по улице Советской п. Ковернино и известен каждому жителю посёлка, состоял в родственных отношениях с Камзоловыми.
- Мария долгие годы жила в Городце в деревне Серково. Почему после замужества в Ковернино она оказалась здесь, сказать не могу, - констатирует Владимир Николаевич. - Помню, что она даже меня маленького воспитывала. В Городец наша семья переехала из Тулы в 1948 году. Здесь же жила моя бабушка по материнской линии Пелагея Ивановна. Пелагея Ивановна (в девичестве Смирнова) – жена Фёдора. В браке у них родилось шестеро детей – Виктор, Михаил, Ольга (моя мама), Анна, Антонина, Серафима. Сегодня никого из них в живых не осталось. У второго сына Мефодия Григория Мефодьевича и Татьяны Константиновны Камзоловых родилось пятеро детей – сыновья Сергей, Алексей и дочери Нина, Серафима и Александра.
Судьба у обоих братьев оказалась незавидной. В Книге памяти Нижегородской области есть запись о том, что Григорий в 1929 году был приговорён к трём годам ссылки, а позднее, 8 сентября 1937 года, после очередного ареста – расстрелян. Несколькими днями ранее, 3 сентября этого же года, расстреляли Фёдора. Кстати, в числе прочей информации указано, что Григорий трудился сторожем трудкоммуны УНКВД г. Городца, из чего можно сделать вывод, что и братья Камзоловы в последние годы проживали в Городце.
Дочь Фёдора и Пелагеи Камзоловых Ольга Фёдоровна Маслова, благодаря которой у потомков Потапия Камзолова осталась информация о прадеде, родилась 16 июня 1918 года (по паспорту - 30 сентября 1919 г.). Работала воспитателем вспомогательной школы-интерната Городца, откуда и ушла на пенсию. Умерла 5 марта 1997-го. Похоронена в Городце.
Как рассказал Владимир Николаевич, в августе этого года часть родственников побывала на исторической родине в Мартынове.
- Посетили кладбище, встретились с местными жителями, «навестили» дом, - подводит итог Владимир Николаевич. - К сожалению, заняться восстановлением родового гнезда не можем - для нас слишком затратно. Нужны очень большие средства.
Вот так нежданно-негаданно случился отложенный финал моей истории под названием «Камзоловы: история, становящаяся легендой». Точка поставлена. Спасибо, Владимиру Николаевичу и, конечно же, госпоже осени… Она, как всегда, не подвела!
Аркадий Мимоходов
Фото из архива семьи Масловых