Село Кошелёво Хохломской волости: происхождение названия и развитие кустарных промыслов (1860-1920 гг.)
21.06.2024
Наименование Кошелёво в источниках не имело единой формы написания. Кошелево, Кошелевское, Кошелева – название одного и того же населённого пункта.
«…Связано с плетением из лыка кошелей»
Важным будет указать, что местные жители ставят ударения при употреблении ойконима на третий слог. Этимология объясняется расположением на небольшой речке Кошелева (Кошилиха в списках 1863 года), приток реки Пискома (ныне Шишинка). Нижегородский топонимический словарь прямого разъяснения этимологии гидронима Кошилиха не даёт. Здесь представлено объяснение сходного по звучанию и написанию ойконима «Кошелиха». Интерпретация следующая: «…Название связано с промыслом местных жителей – плетением из лыка кошелей…» Забегая вперёд, отметим, что жители рассматриваемого региона обладали высоким уровнем мастерства обработки древесины. Немало выделывалось кошелей, пестерей (заплечная ёмкость, короб на лямках), лаптей и прочей утвари из лыка. Обоснование названия реки и местности по распространённому промыслу вполне обоснованно.
Мы имеем чёткие географические привязки деревни к другим географическим объектам: северо-западный район Семёновского уезда, по просёлочной дороге от с. Пафнутово (на картах 1800 г. – Пахмутово) до границы с Макарьевским уездом Костромской губернии. Деревня имела условно изолированное географическое положение. Относилась к кусту деревень с локальным волостным торговым центром в с. Хохлома, соответственно, входила в Хохломскую волость. Ниже по реке, в непосредственной близости с деревней, располагались старообрядческие кельи Кошелевские.
Интересны демографические данные деревни. Статистика за 1863 год фиксирует в ней 65 дворов (со 153 мужчинами и 175 женщинами). На конец ХIХ века отмечено 150 мужчин и 174 женщины. В карточках сельскохозяйственной переписи за 1917 год зарегистрировано 103 двора с общим количеством жителей 573 человека, включая детей всех возрастов. Динамика имела тенденцию к увеличению количества домохозяйств при относительно стабильном числе жителей. Резкий скачок миграции и убыли жителей был связан с Первой мировой войной и последующей гражданской. Это подтверждается переписью за 1920 год. Количество дворов сократилось до 83 с 395 жителями всех полов и возрастов. Заметно увеличилось количество домохозяйств, где главами записаны женщины. Жители 22 домохозяйств (70 человек) покинули деревню «…за неимением хлебопродукта».
До отмены крепостного права д. Кошелёво относилась к «разноведомственным», здесь соседствовали разряды государственных и помещичьих крестьян. Данный факт подтверждается рядом источников. К примеру, сельскохозяйственной переписью за 1917 год было зафиксировано 9 дворов, бывших временнообязанных крестьян господ Гагариных. В ведомостях временнообязанных крестьян по Хохломской волости за 1868 год в Кошелёво записан некий Иван Васильев, состоящий при той же деревне в лакокрасильном заводе, ценностью 2 рубля и доходностью 2 рубля.
Сельское хозяйство и промыслы
Подробное рассмотрение уровня развития сельского хозяйства в Кошелёве остаётся за пределами предметного поля данной работы. Однако необходимо дать ему краткую характеристику. Изученные нами публикации конца ХIХ века показывают, что занятие исключительно сельским хозяйством не могло служить основой экономической стабильности существования местного населения.
К основным проблемным факторам можно отнести малое количество пригодной для растениеводства надельной земли на хозяйство, низкий уровень плодородия почв, неразвитость техники и методики обработки земли, малое количество скота и т.д. Неспособность с помощью земледелия прокормиться и исполнить повинности перед государством и общиной являлась ключевым мотивом местного населения ориентироваться на неземледельческие занятия. Для иллюстрации приведём лишь одну выдержку из описания положения крестьян Хохломской волости за 1893 г.: «…Сельское хозяйство, то есть земледелие, единственно служит поддержкою самому малому числу домохозяев - меньше чем 10%... Быт крестьян за уменьшением земледелия не ухудшается лишь только благодаря развитию промыслов стелечного и посудокрасильного, и торговле…».
Основываясь на источниках, можно проследить распространение в Кошелёве в середине XIX - начале ХХ в. нескольких доминирующих неземледельческих занятий. Свидетельства, оставленные исследователем кустарных промыслов А. Карповым, говорят о распространении до 1860-х гг. здесь токарного дела. Затем происходит угасание этого промысла, которое было связано с тем, что шадринский купец Степан Федотьев вывез в свой уезд из Кошелёва 15 токарей. После этих событий часть мастеров мигрировала в Костромскую губернию, «…где лесной материал дешевле». С 1860-х гг. в источниках, в частности в «Ведомостях промышленных, торговых заведений Семёновского уезда…», наличие в Кошелёве токарного промысла не фиксируется.
Рука об руку с токарным делом шло красильное ремесло. Уже в 1860-х гг. можно было судить о широком распространении последнего в Кошелёве. В документах за 1866 г. зафиксировано наличие девяти лакокрасильных заведений. Они перечислялись по именам хозяев: Андрея Анисимова, Ивана Анисимова, Родиона Евстафьева, Еремея Степанова, Бориса Петрова, Сидора Васильева, Матвея Степанова, Платона Павлова, Егора Федорова. Всего в волости насчитывалось 29 посудокрасилен. Это подчёркивает, что в 1860-х гг. деревня была одним из центров Хохломской росписи.
К 1868 г. количество лакокрасилен сокращается. Остаётся всего 7 штук: Андрея Анисимова, Ивана Анисимова, Родиона Евстафьева, Еремея Степанова, Бориса Петрова, Игнатия Федорова, Платона Павлова. Красильня Ивана Павлова работу прекратила. Мы видим изменения в оценке предприятий.
К 1870-м гг. ареал посудокрасильного промысла расширяется по окрестным деревням. По данным искусствоведа Т.И. Емельяновой, в 1870 г. жители окрестных с Хохломой деревень расписали 930 тысяч единиц посуды. Методика подсчёта неизвестна, но данным этого авторитетного автора вполне можно доверять. Статистика Нижегородской губернской земской управы отмечает рост числа дворов с лакокрасильным промыслом. К концу XIX в. в Хохломской волости над росписью посуды трудился 121 двор. При этом в половине дворов прибегали к наёмному труду.
В 1874 г. в Кошелёве функционируют 9 посудокрасилен уже известных нам мастеров: Андрей Анисимов, Яков Анисимов, Порфирий Нестеров, Матвей Степанов, Егор Федоров, Борис Петров, Иван Павлов, Степан Игнатьев, Андрей Анисимов. Квалификация местных кустарей была признана за пределами губернии. Так, из Симбирской губернии в 1874 г. в Семёновскую уездную земскую управу было прислано приглашение мастеров токарного, ложкарного, красильного: «…для обучения сказанному ремеслу воспитанников сельских школ…». На призыв «…Из Кошелевой деревни в Симбирскую губернию отправились Афанасий Еремеев, Тимофей Еремеев, Михей и Пётр Матвеевы – посудокрасильным мастерством…плата за работу каждому 240 рублей серебром в год…». Очевидно, что на подобный трудовой «переезд» пошли младшие дети хозяев красилен, либо наёмные работники предприятий – те, для кого это было выгодное предложение.
В 1880-х гг. наблюдается тенденция к сокращению посудокрасилен. В 1881 г. зафиксированы заведения Ивана Павлова, Бориса Петрова, Андрея Анисимова, Макара Яковлева, Авория Андреева – всего 5 заведений. Каждая посудокрасильня была оценена в 70 руб. Кризис красильного промысла в деревне ярко проявил себя к 1886 году. Тогда была зафиксирована всего одна действующая посудокрасильня Бориса Петрова (ценой 25 руб. и доходность 1 руб.), а учреждение Андрея Анисимова работу прекратило. В 1887 г. картина не изменилась. Судьба хозяев закрытых посудокрасилен в источниках не фиксируется. Очевидно, что красильное дело имело важное экономическое значение для местного населения. Как отмечалось выше, многие работали по найму. С отходом промысла кустари должны были переориентироваться на иное занятие, которое позволило бы сохранить прежний уровень потребления.
К валяльно-стелечным «стирням»
Теперь о валяльном промысле. Момент его возникновения в Кошелёве и в Семёновском уезде определить трудно. Ряд исследователей предполагают, что была связь распространения промысла с переселением в нижегородское Заволжье старообрядцев из Москвы во второй половине XVII в. Утверждается, что первым начал производство валяльной обуви крестьянин д. Ситниково – Бологцев. Далее промысел распространился из Семёновского уезда в другие места Нижегородской губернии. В 1827 г. в Семёновском уезде значилось 579 шляпных и валеночных «изб», из которых 169, т.е. 29%, принадлежали удельным крестьянам. Семёновский и Балахнинский уезды Нижегородской губернии были одними из центров производства валяльной продукции в дореволюционной России наряду с Калязинским уездом Тверской губернии, Кинешемским уездом Костромской губернии и с. Кукмор Казанской губернии.
В документах уездной земской управы остались свидетельства о наличии в Кошелеве валяльных предприятий. За 1866 г. фиксируются валено-стелечные «стирни» Тихона Андреева, Михаила Павлова, Трифона Яковлева, Филиппа Иванова, Марка Михайлова. Всего записано 5 заведений, при этом, что по всей волости их насчитывалось 23. Оценены заведения были от 10 до 50 руб. с доходностью до 3 руб. При этом в источнике отмечается, что работы производятся во время зимнего сезона. Очевидно, в свободное от полевых работ время.
До 1880-х гг. в отчётных документах земской уездной управы, в ведомостях о промышленных и торговых заведениях в волости стирни и валяльни в Кошелеве не упоминаются. В тоже время А.В. Карпов оставил подробные свидетельства о развитии валяльного промысла в Семёновском и Балахнинском уезде. Его отчёт был опубликован в 1880 г. В нём важное место в структуре производства валяльной продукции играла Хохломская волость. Здесь в первой половине XIX в. было зафиксировано особенно много мастеров шляпного дела. Производились бурлацкие шапки, особые – белые – шапки для татар и т.д. Затем состоялся переход на производство сапог и стелек. Стелька пользовалась в народе особой популярностью, поскольку использовалась для починки валяных сапог. Первым селением, которое занялось данной отраслью, была д. Патёмино Коноваловской волости. Затем валянием стелек распространилось за её пределы. В 1870-х гг. производство валенных стелек получило развитие в Хохломской волости, а уже к концу 1880 гг. волость обрела лидерство в данной области.
В 1886 г. ведомости о промышленных заведениях указывают наличие стелечных Якова Степанова, Матвея Степанова, Матвея Савватеева, Зиновья Аввакумова. Предприятие Тихона Андреева к времени фиксации данных прекратило свою работу. Отметим стелечное заведение и кладовую Тараса Викулова Красильникова, крупного мастера, так называемого тысячника, перекупщика, который имел склады с шерстью и готовой продукцией в самой деревне и на Нижегородской ярмарке. К 1890-м гг. за Кошелёвым окончательно закрепляется специализация на производстве стелек.
С уходом из деревни токарно-красильного промысла валяльное дело приобретает значение доминирующего занятия. Внимание к промыслу со стороны земских статистов и властей находилось в прямой зависимости от его экономической и социальной значимости. За 1893 г. в ведомостях о промышленных и торговых заведениях упоминаются заведения Якова Степанова, Григория Александрова, Трифона Якова и Тараса Викулова. Промысловое положение деревни остаётся неизменным в течение следующих пяти лет включительно. Описывая экономическое состояние Хохломской волости в 1898 г., уездные статистики обращали внимание на производство стелек как на системообразующее занятие: «…Вообще стелечный промысел поддерживает население волости…». В тоже время следует отметить тенденцию к сокращению количества заведений.
Новое столетие также не принесло существенных изменений. В 1901 г. отмечалось, что Кошелёво занято выработкой валеных стелек, сбываются которые в Городец и Нижний Новгород, а отхожий промысел представлен в основном чернорабочими.
С точки зрения организации производства и сбыта продукции, промысел претерпел изменения. С развитием товарно-денежных отношений производство концентрируются и локализуются в отдельных местностях. Деревни приобретают специализацию на одном товаре или операцией над ним. К примеру, только на битье шерсти или производстве баклуш. Чаще начинает встречаться наёмный труд. К концу XIX - началу XX вв. валяльное производство носило форму семейной кооперации, рассеянной мануфактуры. Дети с 10 – 12 лет работали наравне с взрослыми. Важным будет отметить статус работающих и их отношение к производству. Первоначально были распространены «самостоятельные производители». По свидетельству подворной переписи Кошелёва за 1917 г., все участники производства числились как «самостоятельные». Подобное определение обозначало, что кустарь не трудится в качестве наёмного работника у «хозяина». Произведённые описания промысла исследователями Карповым и Плотниковым в конце XIX в. не позволяют считать местного производителя «самостоятельным» финансовом и экономическом смысле. Самостоятельность кустаря заканчивалась на том, что работал он на дому на своей «производственной базе», своими инструментами. В редких случаях привлекался наёмный труд. Такие ключевые аспекты, как сбыт продукции, доступ к сырью, выход на рынок, были полностью безальтернативно в руках крупных перекупщиков. «Производитель-кустарь» постепенно погружался в финансовую зависимость. Нередко крупные предприниматели участвовали в ростовщических операциях: «…богатеи кабалили разорившихся хозяев, превращая их в потомственных зависимых работников…».
По переписи 1917 года, в Кошелёве 62 двора (162 человека, включая детей) было занято в производстве стелек и 9 (15 человек) в смежной отрасти – валяных сапог. Вектор развития в сторону валяльной промышленности деревни сохранялся и в последующем. В 1920 г. все производители валяных изделий Хохломского сельсовета, в том числе фабрика братьев Передуминых, основанная в 1879 г., вошли во II объединённое кустовое управление валяльно-сапожного производства при Нижгубсовнархозе.
При описании неземледельческих занятий крестьян Кошелёва стоит упомянуть работу сально-свечного заведения Перфилия Нестерова, а затем Федора Перфильева в 1860-1870-х гг.
Подведём итог: в период с 1860-х до середины 1880-х гг. токарное, посудокрасильное дело и валяльный промысел существовали в Кошелёве параллельно. После отхода токарного, а затем красильного промысла доминирующим остаётся валяльное ремесло.
А. Аксянов
Главный хранитель фондов архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щелоковский хутор»
(Сборник «Нижегородский краевед», выпуск 7)