Главная/Рубрики/Общество/Трудовой фронт Василия Ивановича

Трудовой фронт Василия Ивановича

_MG_3285

Василий Иванович Зимин из д. Гавриловка в глаза войне посмотрел ещё подростком, когда бомбили Горьковский автозавод

Мы побывали в гостях у удивительного человека. Удивительного уже тем, что в свои 95 (!) он бодр, рад встрече и охотно делится воспоминаниями о делах давно минувших дней. И пусть не совсем «ровно» (какие-то конкретные жизненные факты и хронологию событий за бытностью лет уже сложно восстановить), ветеран войны вновь мысленно прошагал по ступенькам своей нелёгкой судьбы. 

Когда-то, в прошлом столетье

...1928-й год рождения... Он сидит, как одуванчик: белый-белый волос и такая же белоснежная аккуратная бородка. И весь какой-то солнечный, светлый...

Родился Василий Иванович в д. Пески (теперь – Гавриловский территориальный отдел). В первом браке отец, Иван Макарович, рано овдовел. Имея четверых детей, вновь женился. Молодая супруга Евдокия Ивановна родила ему ещё четверых детишек, в том числе и Василия. И мать, и отец – из простых крестьян. К тяжёлому труду - дома и на колхозных полях - с малых лет привыкали и дети.

- Хозяйство-то семья большое держала? - спрашиваю дедушку (и тут же осекаюсь: какой, наверное, странный для него вопрос!).

- Хм... а как же!

Город бомбили, нам объявили...

13 лет было В.И. Зимину, когда началась война. Узнал он об этом в городе Горьком.

- Окончил в Лукино неполных четыре класса, и дали мне повестку в ремесленное училище на Автозаводе, - рассказывает Василий Иванович.-  Тогда многим давали. Обучался на маляра-штукатура.

С осени 41-го началась серия бомбовых авиаударов на Горький со стороны немецкой авиации. Фашисты задались целью разрушить промышленный потенциал города. Несколько учеников-мальчишек, услышав первые взрывы и перепугавшись, «дали дёру».

- Мы - дети - не понимали, что происходит, и решили бежать в деревню, пять человек нас было, - продолжает наш рассказчик. - Добирались на семёновской электричке, ехали практически на подножках – кое-как. От Семёнова шли пешком. Ночевали в Поломе, потом – в Анисимове, а там уж и до дома рукой подать. В училище нас хватились, думали – убило взрывами. Послали сообщение о пропаже в Ковернинский райисполком. Тут-то всё и выяснилось. Приехал наш военком, и нас отправили обратно.

И в тылу приходилось выживать

Так, практически все годы войны Василий Иванович провёл в училище. Дома, конечно, тоже бывал и о том, как тяжело приходилось в тылу крестьянам, знает хорошо.

- В войну – всё государству отходило. Корова молока надоила – отдай, курица яиц нанесла – отдай. Себе крохи доставались. Колхозы голодно жили. Кормить скотину нечем, всех хороших лошадей на фронт забрали. Но друг другу старались помогать. Вот Пески – маленькая деревня, а свой колхоз; Авдонино – тоже маленькая, но опять своё хозяйство. Вот так: мы – им, они – нам. Сейчас за деньги работать не хотят, а тогда – бесплатно работали. Это сейчас все поля позарастали, а бывало – каждый клочок ценился. Одну половину картошкой засадишь, вторую – рожью, на другой год – меняешь. Что выросло, тем год и живёшь.

Самому, как говорит ветеран, повоевать не довелось, но троих братьев эта участь не миновала:

- Алексей погиб под Сталинградом. Степанушка там же ранение получил – ему осколок под сердце попал, он дома умер. Погиб на фронте и третий брат – Александрушка. Был ещё братик Павлик, так он туберкулёзом болел, от болезни и умер.

С новыми заботами – в мирную жизнь

После учёбы Василий Иванович был направлен в тридцать пятый трест, расположенный в Канавинском районе г. Горький, потом переведён на работу в Дзержинск. Война к этому времени уже закончилась.

Из Дзержинска молодого работника забрали в армию.  Службу проходил  снова в родном Горьком, в строительном батальоне. Отслужив положенный срок, Василий вернулся на малую родину. Устроился в сельхозтехнику строителем, правда, поработал там недолго. Женился и перебрался с супругой Антониной Ивановной в  Грачиху. Молодая семья трудилась в местном колхозе – на свинарнике.

- После войны хозяйствам тяжело приходилось, - продолжает Василий Иванович. - А семья-то росла (супруги Зимины воспитали пятерых детей.- Прим.ред.), надо было всех кормить. Я тогда пошёл ещё работать в Лукино на пилораму. А уж потом  стал  строительством заниматься. Так в колхозе на стройке и проработал до самого конца.

У Василия Ивановича даже бригада своя была. Много объектов на территории Гавриловки появилось благодаря его стараниям. Позднее вместе с отцом работал и один из сыновей – Михаил.

Кстати, имеется у Василия Ивановича  ещё один навык – валенки стирать. Отец в своё время научил. Это занятие его выручало во времена, когда средств на содержание семьи не хватало. Правда, валенки стирать приходилось по ночам, в колхозе эти дела не приветствовали.

- Вот сейчас – чем хочешь, тем торгуй, а тогда так просто не давали! – сетует дедушка, который, несмотря на все сложности с разрешениями на торговлю, со своей продукцией весь Урал и Сибирь исколесил.

Сегодня Василий Иванович проживает у сына Михаила. Вот уже 21 год, как нет в живых супруги, с которой счастливо, в трудах и заботах, было прожито 47 лет.  Не нарадуется ветеран, как ему здесь хорошо, какой за ним уход и внимание.

- Папа всегда детям помогал, - между делом говорит о свёкре сноха Галина Геннадьевна. - Я его всю жизнь работящим помню. Вместе со свекровью большой двор скотины держали. Поросёнка заколют – часть детям, часть – на продажу. Корову до последнего не отдавали. Сдали уж, когда совсем сил не стало. Внуков дедушка любит, всех по именам помнит. Их у него -  одиннадцать, а правнуков - шестнадцать!

- Да, я люблю детей, а они – меня, - уловив наш разговор, кивает Василий Иванович... И снова улыбается.

Скан_20230427

Автор: Юлия Каменьщикова

Фото автора и из архива В.И. Зимина

Яндекс.Метрика