10.02.2024
Посвящается 120-летию со дня рождения Веселова Степана Павловича, которое отмечалось в ноябре прошлого года.
Какая удивительная вещь - талант! Может, он передаётся по наследству и собирается по крупинкам от поколения к поколению, чтобы однажды вспыхнуть и озарить своим светом весь мир? В нашем роду, скорее всего, так и случилось.
Истоки
Наш прапрадед Веселов Фёдор и прадед Веселов Григорий были в ХIХ веке искусными резчиками по дереву. Они виртуозно вырезали ложки, ковши-птицы, вытачивали посуду, которая была очень популярна в быту.
Прадед Григорий Веселов прославился не только как резчик посуды, но и как искусный столяр. Он украшал дома затейливой резьбой, в которую, согласно народным традициям, включал древние символы – обереги. Его сыновья, Нефёд и Сидор, также стали искусными резчиками. Это искусство передалось последующим поколениям Веселовых.
В нашей деревне Мокушино сохранился дом 30-х годов ХХ века. Его построил и украсил затейливой резьбой внук - Нефёд Сидорович Веселов. Его украшали железная крыша и сложная резьба. Долгое время он был самым большим и красивым домом.
Третий сын Григория, Павел, и внук Степан проявили своё творчество в хохломской росписи. Дедушка построил добротный дом, красильню, в которой много работал, расписывая посуду. Этот промысел гарантировал постоянный заработок и безбедное существование. Расписанная дедом посуда пользовалась большой популярностью на знаменитой Макарьевской ярмарке. Дети помогали отцу и выполняли простейшие операции.
Степан - средний ребёнок. Ему было неполных семь лет, когда отец, увидев его старания, позволил заниматься только росписью. В 11 лет посуда Степана продавалась наравне с отцовской. Хозяйство их крепло.
Но начавшаяся первая мировая война резко изменила жизнь семьи. После гибели деда Павла в 1915 году на германском фронте семья Веселовых держалась на творчестве Степана. В двадцатые годы ХХ века он работает в созданном товариществе по росписи «хохломы».
В 1927 году он женится на Агафии, племяннице Фёдора Андреевича Бедина, который был уже признанным художником хохломской росписи. Таким образом в лице Степана и Агафии соединились два творческих рода - Веселовых и Бединых.
В доме Ф.А. Бедина Степан Павлович познакомился со многими деятелями искусства. Именно здесь он наблюдал, как известный художник П. Кончаловский писал в 1935 году этюды к картине «Хохломская роспись». Советы Фёдора Андреевича помогли молодому художнику совершенствовать своё мастерство. Его племянница была верной подругой Степана, советчиком и первым критиком. Они прожили в счастливом браке 66 лет.
Отец Степана, его учителя Серов А.М. и Юзиков С.С. советовали ему писать травку, главный элемент «золотой хохломы». В течение нескольких десятков лет он будет верен их наставлениям. В его произведениях мы видим разные варианты письма «пряника», ярко сияющий солярный знак «рыжик», петухов и лесных птиц из травки среди раскидистых кустиков. В 70-80-х годах материал о творчестве Степана Веселова был самым популярным в журналах и газетах. Последние годы своей жизни наши родители жили в Чкаловске у средней дочери Марии Степановны Веселовой. Покоятся на чкаловском кладбище.
По стопам отца и деда
Взросление детей Степана выпало на послевоенные годы. Страна восстанавливала разрушенное хозяйство, и многие народные промыслы держались на энтузиастах. Поэтому творческое наследие продолжили трое детей.
Старший сын Павел начинал с резьбы по дереву. Его знаменитый комод «Горка» украшал интерьер во многих домах Ковернинского и Городецкого районов. Во второй половине жизни он стал успешным художником городецкой росписи. К сожалению, преждевременная смерть прервала его творчество.
Дочь Александра проработала 9 лет художницей в Новопокровской артели. В 12 лет она уже стала лучшей ученицей Фёдора Андреевича Бедина. Работы шестнадцатилетней девушки получили высокую оценку на выставках в Горьком и Москве. Но в 1952 году она ушла на строительство Горьковской ГЭС, где была более высокая зарплата.
Вторая дочь Анна успешно занималась росписью ложек. После гибели мужа вынуждена была с тремя детьми переехать в Городец, где старшие брат и сестра поддержали ее в трудной жизненной ситуации.
Я стала учителем изобразительного искусства, много рисовала. После катастрофического наводнения 2001 года в Якутии мне удалось не только восстановить школу, но и реконструировать её. Из уст Сергея Кожугетовича Шойгу услышала, что во мне пропал замечательный архитектор. Это было высшей похвалой моей творческой работы в образовании.
В далёком далеке на Якутской земле я встретила Вячеслава, самого лучшего человека на Земле. Он был геологом, в свободное время увлекался рисованием и резьбой по дереву. Наши дети, Владлена и Георгий, не только вобрали в себя творческое наследие предков, но и приумножили его.
Владлена Инешина много училась: художественное училище, отделение модельеров-конструкторов, диплом инженера-конструктора Омского государственного института сервиса. В 2004 году она организовала театр моды «ШАРМ». Это было новое движение в культуре г. Ленска. Театр моды - это «Парад эпох». Цель показа каждой коллекции – отразить определённый отрезок времени через исторический костюм, через мир фантазии и красоты. Владлена создала 27 коллекций, в каждой 12-15 неповторяющихся моделей. Дополнительно к этому она ежегодно проектирует и создаёт костюмы к спектаклям во Дворце культуры. И это все создаётся ею при большой занятости в качестве учителя технологии в школе. Театр моды «Шарм» и сама Владлена являются победителями многих конкурсов и фестивалей.
Георгий своё творчество называет мистическим реализмом. Его художественные композиции наполнены магическим таинственным мистицизмом, скрытыми образами и символами. В произведениях Георгия бурные воды вздымаются фигурами людей, животных. Люди летают, как птицы, повелевают ветрами, звёздами, в привычных контурах скал угадываются невероятные образы. В его картинах много неба, где целуются облака. Они приобретают самые неожиданные формы. Выставки полотен Георгия Инешина проходят регулярно. И каждый раз вызывают живой отклик у широкой публики.
Помимо живописи Георгий занимается изготовлением светильников. Как продолжатель династии прикладных дел мастеров в нескольких произведениях реализовал орнаменты своего деда. Он лауреат международной художественной премии «Портрет Дориана Грея» («Звёздный мост 2004», Украина). В 2004 г. участник международной передвижной выставки «Siberian Dreams» (Юджин, США). Два раза выезжал с выставкой своих полотен во Францию, с 2010 года является членом международной ассоциации художников «ФранСиб». Его произведения находятся во многих частных коллекциях России, Китая, Израиля, Италии, Кореи, Франции, США. Связь между поколениями рода Веселовых не терялась. Каждое поколение в своём творчестве ссылается на традиции своих предков, старается их сохранить и приумножить.
Мы помним и гордимся
Но каким же человеком был Степан Веселов, наш папа, дедушка и прапрадедушка? Светлым. Его душа, глаза сияли тем же золотистым солнечным светом, что и его произведения. Он был дитём природы и крепко держался на земле, которая, как и память предков, наполняла его удивительной силой духа. Он был верен своему любимому делу. Несмотря на взлёты и падения в развитии хохломской росписи, он писал всегда с большим упорством. Казалось, его энергии и замыслам нет предела.
Наш дом притягивал своей положительной энергетикой всех многочисленных родных, принимал много гостей. Особенно запомнились семейные праздники. Одного стола не хватало. Папа знал много старинных и современных песен. Он брал в руки гармошку и запевал. Подхватывали Павел и Мария, а потом все - от мала до велика. Послушать нас сходились многие односельчане. Пятачок земли под окнами никогда не зарастал травой.
Знание своего прошлого – это фундамент роста, развития всех последующих поколений. Сохраняя память о предках, потомки встраивают в этот фундамент свой кирпичик и делают его крепче.
И от имени потомков могу с гордостью сказать: дорогой наш папа, дедушка Степан Павлович, будь уверен, мы с честью идём по жизни, сохраняя завещанные тобой традиции.
Евгения Инешина (Веселова), младшая дочь Степана Веселова
Фото из архива автора