Приобщение детей к народной культуре – важнейшая задача современности
Обратиться к народной музыке, когда у ребёнка только закладываются основные понятия, формируются речь и мышление, развиваются способности – важная задача музыкального воспитания. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни помогает формировать мировоззрения малыша в целом, развивает ассоциативное, образное мышление.
В нынешней ситуации, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре, воспитание в традициях музыкального фольклора становится актуальной задачей.
Посиделки, колядки, Масленица…
За последние несколько лет предметно-развивающая среда в нашем дошкольном учреждении заметно пополнилась - русскими народными костюмами, фонотекой по фольклору на электронных носителях, музыкальными народными играми, методическими разработками сценариев фольклорных праздников, русскими народными инструментами, нотным материалом.
Большинство фольклорного материала используется на музыкальных занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Вместе с ребятами мы проводим беседы, организуем «музыкальные и творческие гостиные», «папки-передвижки», «музыкальный лепбук». О некоторых известных музыкальных произведениях, связанных с русским народным фольклором, дети узнают из видеороликов, рассказов, стихов, художественных иллюстраций. Для детсадовцев проводятся беседы и экскурсии в наш мини-музей «Русская изба», где они с удовольствием рассматривают предметы быта. Здесь можно прикоснуться к деревянной и глиняной посуде, игрушкам, поделкам, мебели того далекого времени. Там же ребята прослушивают русские народные песни, хороводы, наигрыши, частушки. Сами играют на музыкальных инструментах – деревянных ложках, палочках, колокольчиках, трещётках.
«Осенняя ярмарка», «Посиделки на Покров», «Колядки», «Масленица», «Жаворонок прилетел», «Берёзка» – эти фольклорные праздники стали традиционными для нашего детского сада. Во всех группах мы используем попевки, песенки, прибаутки. Песенки просты и легко поддаются исполнению. Обилие гласных и интересное содержание приводит к простому протяжному исполнению. В старших и подготовительных группах многие народные песни используются также в качестве распевок: «Скок-скок-поскок», «Лиса по лесу ходила», «Два кота», «Заинька». Разучиваем мы с ребятами среднего и старшего дошкольного возраста русские народные танцы и хороводы.
При поддержке коллег и родителей
Итогом работы с фольклорным материалом становятся театрализация русских народных сказок, постановка концертов для родителей и коллектива детского сада. Но стоит отметить, что музыкальному руководителю без поддержки коллектива педагогов детского сада, родителей воспитанников трудно добиться желаемых результатов в музыкальной деятельности. Поэтому общение с родителями и привлечение их самих к участию в фольклорных праздниках, конкурсах, концертах – не менее важно. Более 12 лет в этом направлении ведётся работа с педагогами Т.В. Сизовой, Н.И. Воиновой, которые включают в план работы с детьми детские музыкальные произведения по фольклору, рассказывают об истории возникновения русских обрядовых праздников, разучивают вместе с детьми музыкальные игры, песни, пляски. Помогают при составлении и разработке нужных сценариев. А в том, чтобы праздничные мероприятия проходили ярко, с различными атрибутами и декорациями, незабываемым дизайном под «старину» нам неизменно помогает старший воспитатель Г.А. Дурандина.
Основываясь на своём опыте работы, могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня и поэтическое слово, музыкальное произведение, танец, становятся близкими им и любимыми, способствуя воспитанию в детях любви к своей Родине, к родной природе, к национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быта.
Т. Тесёлкина
Музыкальный руководитель д/с «Рябинка»