03.07.2024
Наши, ковернинские, ребята в зоне СВО… Они сегодня в одном строю со всеми, воюют за нас, за своих детей, за Россию. Сражаются мужественно – земляки знают об этом – достойно, совершают подвиги. Порой – ценой своей жизни…
С лица сын – в отца
«Я никогда не думала, что мой сын возьмёт и пойдёт на войну!» - это первое, что сказала мне мама Вадима Снигирева, Валентина Александровна. 28 марта этого года Вадим, наш земляк, житель д. Гавриловка, погиб на СВО. Слово «погиб» ещё не вполне осознанно родителями, его близкими. Им всё ещё кажется, что вот-вот – и дверь откроется. Он войдёт. И всё будет как прежде...
Мы не были знакомы с Вадимом. Впервые я увидела его армейское фото в газете – его видели все читатели «КН». Публикация посвящалась траурному митингу в день похорон. Уверена – у каждого, глядя на тот снимок, мелькнула мысль: «Какой красивый парень!» Черты лица мужественные и вместе с тем привлекательные, глаза ясные, добрые; взгляд честный, открытый, свободный. Так чаще всего смотрят счастливые, не обременённые тяжёлыми мыслями люди.
- Он внешне на отца похож. По характеру – общительный, весёлый. За это и друзья любили, - стала «знакомить» меня с сыном Валентина Александровна Снегирева. - Чего в Вадиме никогда не было, так это уныния. Всегда с улыбкой и твёрдой уверенностью, что если сейчас тёмная полоса, то жди – на горизонте светлая. Оптимист во всех отношениях...
Мои догадки подтвердились. Это действительно был простой, деревенский, жизнелюбивый парень, который не то, что о войне, о житейских неприятностях старался всерьёз не думать. Рос, как и все мальчишки, подвижным, спортивным, но при этом никогда не был резким, бесшабашным, заносчивым. В начальной школе увлекался лыжами, в среднем звене – футболом, а в старших классах влюбился в волейбол.
Родительское слово
- Заканчивая школу, всё про полицию думал, - собираясь с мыслями, продолжает рассказывать Валентина Александровна. - Почему-то хотел в органах работать. Даже в Академию МВД пробовал, но не хватило баллов. Поступил в Мининский университет, учился по специальности «правоведение». Закончил и ушёл в армию.
А вот армию Вадим ждал. Ждал этого времени, потому что с детства знал, что должен (а главное – хочет) служить. С 2018-го по 2019-ый проходил службу в городе Чехов в инженерно-технических войсках. Много родным об этом времени не говорил. Отвечал коротко: «Закрытая часть. Рассказывать нельзя».
После армии остался в Нижнем, подал документы для трудоустройства в полицию. От мечты отступать не хотел. Но родители стали отговаривать.
- Мы, конечно, переживали, - не скрывает Валентина Александровна. - Рассудили так: начинающего сотрудника, скорее всего, устроят участковым. А ведь город – не деревня, где все друг друга знают, и люди там всякие. Уж больно опасно. Ну и отговорили Вадима. В общем, махнул он рукой и пошёл работать на завод.
Тут Валентина Александровна делает небольшую паузу и замечает, что Вадима вообще было легко отговорить от чего-то, разубедить. Податливый он был в этом смысле, всегда прислушивался к назиданиям и советам.
- Мы даже как-то в сердцах упрекнули его: «Вадим, у тебя ровно слова своего нет! Как тебе скажут – так ты и сделаешь», - призналась мама. Если бы тогда родители знали, как они ошибаются...
«Меня не отговаривайте…»
Вадим работал на металлообрабатывающем заводе и, как говорит мама, ему даже нравилось. И вдруг – приехал к родителям и сказал, что уходит на СВО. Буквально за два дня до отправки. Сказал, что едет с друзьями. Что всё решил. Так и заявил отцу и матери: «Меня не отговаривайте». Успокаивал, что идёт всего на четыре месяца по контракту.
Так в июле 2023-го Вадим заключил свой первый контракт и ушёл добровольцем на фронт в составе спецназа «Ахмат» от г. Грозный. Числился в звании ефрейтора пулемётчиком 5 стрелковой роты 42 мотострелковой дивизии. Ему было 27.
По истечении срока контракта боец вернулся. Но семья радовалась недолго. Спустя два месяца Вадим снова засобирался в дорогу. «Не переживайте. Я ещё раз - и всё», - сказал сын, понимая, что на сердца родителей вновь ложится тяжёлый камень. Но побывав однажды там, где его друзья - такие же молодые ребята, не жалея себя, храбро стоят за страну, - по-другому, видимо, уже не мог.
Радовало то, что Вадим постоянно был на связи. Естественно, он понимал родительскую тревогу, поэтому регулярно сообщал, как у него дела. Конечно, как и все те, кто «за ленточкой», что-то не договаривал, умалчивал, берёг семью.
- Он ведь ещё когда только мобилизацию объявили в 2022-ом году, очень спокойно нам сказал: «Принесут повестку – значит принесут. Пойду». Как бы заранее настраивал нас, чтобы мы с этим смирились, - продолжает Валентина Александровна. – И здесь он, наверное, был уверен, что всё будет как надо. О плохом точно не думал. Да и у нас вера была. Была до самого конца...
4 апреля
Последнее местонахождение сына, о котором стало известно родителям, – д. Берестовое Харьковской области.
Последний раз Валентна Александровна общалась с ним 27 марта. Вадим был на отдыхе, разговаривал с родными и утром, и в обед, и вечером.
- Вадим поздравлял меня с днём рождения, - вспоминает эти последние роковые дни мама. - Сказал, что ночью уходят на задание. А сердце чувствовало неладное... На связь он больше не выходил. 28-е, 29-е, 30-е, 31-е марта – тишина. Такого никогда не было. Мы без конца звонили, писали.
Известие пришло четвёртого апреля. Вадим погиб.
... Уже позднее родители нашли в себе силы, чтобы разыскать и поговорить с боевым товарищем сына – Владимиром. Кое-что удалось узнать.
…Целый день шёл обстрел. Наши стали попадать в блиндажи ВСУ. Командиры кричали: «Работаем! Дальше работаем!» И тут в бойцов полетели дроны-камикадзе противника. Ребята успели укрыться. Но небольшая щель между потолочными досками укрытия сыграла для Вадима роковую роль. Осколок дрона сквозь отверстие угодил Вадиму в голову. А он в эти последние минуты не только пытался спастись сам – он, как мог, закрывал собой старшего товарища. И уберёг его. Ещё на своих ногах (в шоковом состоянии) Вадим вышел из укрытия, дошёл до своего расположения... и упал.
«Для нас ты жив и где-то рядом…»
«Мам, всё будет хорошо!» - эту любимую фразу сына Валентина Александровна вспоминает теперь очень часто. Вадим действительно отчаянно верил, что всё будет хорошо. С этой верой и ушёл. Ушёл героем.
- Видно уж судьба такая – не обойдёшь, не объедешь, - вытирая слёзы и находя в себе силы продолжать, добавляет Валентина Александровна. Для неё и мужа Александра Петровича 4 апреля 2024 года стало началом другой жизни. Жизни во имя памяти сына.
…В 27 лет никто не думает о смерти. В 27 даже на войну идти нестрашно, потому что – «всё будет хорошо!». Вот такие молодые, уверенные, смелые, где-то отчаянные ребята и закрывают своими спинами наши. Помните об этом каждую минуту!!!
«Война - дело молодых. Лекарство против морщин» - пел Виктор Цой. Да, что эта проклятая «дама» умеет лучше всего, так это «награждать» вечной молодостью...
Этот стих Вадиму после гибели посвятила его двоюродная сестра Наталья:
Для нас ты жив и где-то рядом,
В воспоминаньях, в сердце и в мечтах…
Душа всегда жива, она всё знает
И видит, как страдаем мы сейчас!
На небе стало больше ангелом одним,
И это очевидно, точно знаю!
Сегодня, завтра и всю жизнь
Мы помним, любим и скорбим…
Юлия Каменьщикова