Главная/Рубрики/Общество/Вспоминая Вагина...

Вспоминая Вагина...

фото1

04.06.2023

От редакции. Сегодняшним материалом мы открываем цикл публикаций, посвящённых 100-летнему юбилею нашего именитого земляка – Михаила Григорьевича Вагина. Своими воспоминаниями на страницах газеты поделятся люди, которым посчастливилось с ним работать, кто знал его и помнит. Сегодня о нём рассказывает президент Фонда народно-художественных промыслов,  Почётный гражданин Нижегородской области Н.Г. Смирнов.

 

Наша встреча с Николаем Гордеевичем состоялась в его недавний приезд в Ковернино. В этот день в округе проходила 22 краеведческая конференция и урок патриотизма по теме НХП в с. Сёмино, инициатором которого также стал Н.Г. Смирнов. После всех этих мероприятий нам представился случай поговорить и  о знаменитом земляке, хорошем товарище  Николая Гордеевича - Михаиле Григорьевиче Вагине. Разговор получился душевным, можно даже сказать - краеведческим, ведь каждая дата и каждое имя - теперь уже история... Беседовали долго: мой собеседник вспоминал особые случаи из жизни Вагина, свидетелем которых он  сам  стал  в разное время. Были времена!..

 

Политик...

 - Михаил Григорьевич - личность для меня особенная, - начал свой рассказ Николай Гордеевич, - поскольку он  (так же, как и я) уроженец Ковернинского района. Вот это нас с ним и объединяет. Ведь гены - узольские, ковернинские - имеют большое значение!

Михаил Григорьевич, будучи  хозяйственником, кроме всего прочего,  был фигурой политической, причём, в масштабе всей Российской Федерации, а в то время - всего Советского Союза. И хотя он был меня значительно старше, нас связывали с ним очень хорошие отношения. Он  много  рассказывал интересных моментов, связанных с работой, которые  мог доверить только мне как секретарю райкома партии. Частенько мы виделись с ним уже и после моего отъезда из Ковернино.

...Это был 1988 год. Мы встретились с ним на одном мероприятии в Горьком. Михаил Григорьевич рассказал мне тогда, как его приглашал на встречу Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв для того, чтобы посоветоваться, как развивать сельское хозяйство в Советском Союзе. Представляете, М.Г. Вагин – единственный! - был избран из тысяч руководителей хозяйств, это ведь и авторитет всему Ковернинскому району!

И вот Михаил Горбачёв задаёт ему такой вопрос: " Мы живём в социалистическом обществе. Но Вы очень хорошо умеете зарабатывать деньги. У Вас сильно развита предпринимательская жилка. Скажите, как Вы свою жилку бизнесмена (а тогда ведь и слова такого - бизнесмен - никто не знал. -  Прим. Н.Г. Смирнова) реализуете? Где берёте свои знания, чтобы зарабатывать деньги? А Михаил Григорьевич ему ответил так: «Это мой природный дар. Мы ведь живём в таком районе, в котором почва неплодородна, поэтому, чтобы хорошо жить хоть своим личным крестьянским хозяйством, хоть коллективным - в колхозе, надо - изобретать! На землях много не заработаешь, поэтому надо и-зо-бре-тать! У меня несколько направлений: это и развитие подсобных промыслов, и народные художественные промыслы - хохломская роспись,  и, естественно, подъём сельского хозяйства…»

Наставник...

Вот ещё случай. Один раз Михаил Григорьевич звонит мне на работу. А у него был тогда в колхозе им. Ленина  главный агроном.  Его как хорошего специалиста направили в отстающий колхоз (была такая практика в райкоме партии) в колхоз им. Кирова, д.Каменное, для поднятия производства.

Михаил Григорьевич  говорит: "Хочу к нему съездить, посмотреть, как он в Каменном работает. Хочу, чтобы и ты со мной съездил". Приехали мы... Там стол был накрыт, естественно. Вагин и спрашивает своего специалиста: "Ну как ты тут справляешься? Как моё доверие оправдываешь? Давай, садись в машину, будешь  показывать свою работу не здесь, за столом, а на ферме, в поле, на производстве..." И мы поехали по колхозу. По дороге Вагин его учил - тут так надо, а здесь - так... Вот какую ответственность он испытывал! Раз он рекомендовал своего специалиста в помощь хозяйству, то считал необходимым и проверить качество его работы. И ведь его никто не заставлял этого делать! И ездил он туда не раз и не два. Кстати, через полтора года колхоз им.Кирова было не узнать, он  совершенно по-другому стал работать.

Ещё раз повторюсь, это была хорошая практика райкома партии, когда лучшие специалисты направлялись в помощь отстающим хозяйствам. И, конечно, в основном это были специалисты Вагина.

Хозяйственник...

Огромный авторитет М.Г. Вагина был в том, что он умел зарабатывать  и считать   деньги. Вот такой конкретный пример. Идёт 1980-ый год. Я работаю вторым секретарём райкома партии, В.А. Шибанин тогда уехал в отпуск. Идёт сдача зерна государству. Она всегда зависела от Вагина: 70% всего объёма должен был поставить колхоз им.Ленина.

Звонит мне инструктор из обкома партии и говорит: "В понедельник состоится бюро обкома, на которое тебя пригласят с отчётом. В вашем районе очень плохо идёт сдача зерна государству". Кстати, тогда по понедельникам в газете "Горьковская правда" на первой странице  печаталась сводка - кто сколько зерна сдал государству. В обкоме открывают газету, а там Ковернино на 51 месте из 52. Короче говоря, меня ждало, как минимум, предупреждение.

Конечно, я позвонил сразу же Вагину. Говорю: "Выручайте район". А дело всё было в том, что зерно очищалось и доводилось до высшей степени качества. Так вот Михаил Григорьевич и не спешил сдавать его, чтобы добиться этого. А зерно высшего сорта тогда стоило намного выше. "Если, - отметил Вагин, - я завтра пойду сдавать зерно, то  не доведу его до высшего сорта. Разве я могу так поступить?" О чём это говорит? О том, что Михаил Григорьевич действительно умел зарабатывать и считать деньги... Ну вот он мне и сказал: "Они меня там, в бюро обкома, все знают. Ты скажи им, что Вагин всё сдаст".

Приезжаю я на бюро обкома партии. Нас заслушивают троих - первого секретаря из Павлова, первого секретаря из Шатков и меня - исполняющего обязанности первого секретаря из Ковернино. Выхожу я, говорю на бюро: "У нас есть полная уверенность, что мы всё сдадим, урожай у нас хороший, выше, чем в прошлом году..." Тут меня первый секретарь обкома обрывает: "Всё, что вы сейчас рассказываете, это хорошо... Но в сводке-то цифры - нулевые..." Я ему объяснил всю ситуацию, что у нас, мол, у Михаила Григорьевича, - 70 процентов зерна, идущего на сдачу государству, и оно ещё дорабатывается до нужного качества…

А был в составе бюро председатель комитета народного контроля, участник войны. Он дружил с  М.Г. Вагиным. Так вот он перебивает меня  и говорит: "А вы что это, молодой человек, всё на Вагина переваливаете? Вагина-то мы и без вас знаем. Но вы сейчас возглавляете райком партии в Ковернино и отвечаете за его работу. И будьте добры - чтобы цифры сегодня же  не такие были..." Я тогда был предупреждён заранее, что спорить и доказывать что-то в обкоме  ни в коем случае нельзя. Поэтому и  ответил так: " Я с вашими выводами полностью согласен.  Обещаю, что через три дня план будет выполнен."

Конечно, не через три дня, но план был выполнен. Зерно было готово только через неделю...

Личность…

Колхоз им. Ленина был единственным хозяйством в Горьковской области, которое построило такую прекрасную центральную усадьбу,  существующую и поныне. Был у Вагина друг - председатель облисполкома Василий Иванович Семёнов, они вместе учились в сельхозинституте. Кстати, и жена Михаила Григорьевича - Евфалия Петровна - тоже училась в одной с ними  группе.

Надо отметить, что как личность, как человек Михаил Григорьевич был непростой. О себе - достаточно высокого мнения. Но это было, конечно, заслуженно! К нему так просто – не подойдёшь. У него была очень сильная дисциплина.

Так вот этот Василий Иванович в разговоре с ним и сказал:" Я вижу, как ты работаешь, у тебя есть способности. Поэтому  выделяем тебе очень большие средства на развитие центральной усадьбы". Это были государственные деньги на развитие агропромышленного комплекса. То есть В.И. Семёнов видел в Вагине человека, который не подведёт, что эти деньги никуда не денутся...

Была у Михаила Григорьевича ещё одна особенность. Он видел на перспективу, видел то, чего другие не могли  видеть. К примеру, кто церковь первым возродил? Да ещё в такое время! Тогда думать-то об этом боялись. А Вагин не побоялся, провёл восстановительные работы. И ему это прощалось - за счёт авторитета. Второе - он построил такой спортивный комплекс, какого  не было во всём Союзе! Если бы Михаил Григорьевич ещё остался председателем колхоза, он бы, конечно, его достроил…

Такой интересный момент. Однажды сижу я у него в кабинете. Рядом Фёдор Петрович Китаев. К Вагину приехал корреспондент из Горького, чтобы снять про него фильм. Вот этот корреспондент и задаёт Михаилу Григорьевичу такой вопрос: "Вы большие деньги вкладываете в развитие хозяйства, у Вас такая большая центральная усадьба. Я сколько деревень сейчас проехал и везде -  асфальтированные дороги. Вы зачем дальние-то деревни развиваете? Вы лучше вот здесь, в центре, вкладывайте деньги ещё..." А Вагин ему и говорит: "Я забочусь о каждом колхознике. И не только о тех, кто  здесь, как в столице, живёт. Но и о тех, кто живёт в самой отдалённой деревне. Я хочу, чтобы наши работники и детишек своих  могли в школу и садик подвезти, и в кино сводить. А если надо - то и сами бы  в парикмахерскую сходили и бороду побрили..." Вот как Михаил Григорьевич заботился о своих людях. Хотя с чиновниками, со своими специалистами, повторю, он вёл себя достаточно жёстко.

Мы пользовались его авторитетом

Расскажу ещё случай. Мы, руководители, работники  райкома партии, не раз  пользовались (извиняюсь за такое слово) авторитетом Вагина в интересах нашего района. Поскольку я был секретарём по идеологии, мне часто приходилось встречать гостей. Как-то к нам  поступила заявка от Союза писателей, представители которого хотели побывать в колхозе имени Ленина. Мы их встречали в клубе, Михаил Григорьевич тоже был с нами. Обычно в таких случаях он всегда устраивал для гостей обед на берегу Узолы. У него была такая фишка - угощать всех зелёными щами. Все гости с удивлением  разглядывали блюдо: "Это что такое?" И Михаил Григорьевич, угощая, рассказывал с таким удовольствием...

Потом мы принимали трёх олимпийских чемпионов по фигурному катанию. Мы им показывали цех хохломской росписи.

Бывали и курьёзные случаи. Как-то звонят мне из обкома партии и говорят, что хотят привезти к нам, в колхоз им. Ленина к Вагину, секретарей райкомов со всей Горьковской области. А секретарями по идеологии 99 процентов были женщины. И вот приехали учителя, врачи, идеологи, многие с двумя-тремя высшими образованиями, разодетые все такие. Всего 60 человек. Я их принимаю сначала в райкоме. Рассказал им про наши успехи, потом  поехали в колхоз им.Ленина. Программа была интересной - цех хохломской росписи, встреча с Вагиным и поездка по колхозу. Как сейчас помню, делегация приехала  на большом «Икарусе», тогда  такие автобусы  были редкостью.  И вот едем мы на нём в сторону Сёмина и подъезжаем к повороту на деревню Ленино. А ведущим у нас в автобусе был Фёдор Петрович Китаев, секретарь парткома (Вагин нас ждал позже). В целом мы решили показать гостям отдалённые деревни колхоза, какие дороги сделаны к ним.

Поворачиваем к деревне  Ленино. Ф.П. Китаев ведёт экскурсию по микрофону. Все очень удивились тому, что есть деревня с таким названием. Привыкли: проспект Ленина, площадь Ленина, а тут... деревня Ленино. И вот наш Фёдор Петрович, в прошлом учитель истории, один из самых идеологически подготовленных людей в районе, и говорит в микрофон: "А что вас удивляет? Раньше ведь эта деревня называлась Ле-------во". Все гостьи прыснули, конечно. Ну я от Китаева не ожидал такого... Я ведь тогда отвечал за весь приём.

Мало того, Ф.П. Китаев говорит: "Это что! Дальше есть деревня ещё и не с таким названием..." Я уж не буду сейчас говорить это некрасивое слово. Но вы представляете, что было с нашими гостями, что чувствовал я... Пришлось, конечно, перевести разговор в другое русло. Но это так, весёлое отступление... Я переживал за этот несимпатичный случай, но секретарь обкома КПСС Инна Борисовна Захарова, возглавлявшая группу секретарей,  наградила меня поездкой во Вьетнам.

...Так вот, подводя итоги, хочу отметить те качества Михаила Григорьевича Вагина, которые мне особенно импонировали. Это, конечно,  его глубокий ум, образованность, умение видеть перспективы и не делать ошибки (он их практически и не делал). За счёт этого колхоз им. Ленина  и был именитым и известным на весь Советский Союз. И очень приятно, что традиции колхозного производства и в целом жизнь современного племзавода им.Ленина сохранена силами последующих специалистов и руководителей. Ученики превзошли своего учителя… По мнению людей, с которыми я общаюсь в Нижнем Новгороде, продукция хозяйства считается самой качественной и востребованной в городе.

Михаил Григорьевич Вагин издал несколько книг о своем родном хозяйстве. В одной из них, которую он мне подарил, написано: «Николаю Гордеевичу Смирнову с благодарностью за совместную плодотворную работу на благо родного Ковернинского района».

Постскриптум. Я мог бы ещё вспомнить немало моментов, связанных с М.Г. Вагиным. Если читателям будет интересно, готов поделиться своими воспоминаниями…

фото2

Записала  Марина Вагузова

Фото из архива Н.Г. Смирнова

 

 

Яндекс.Метрика