27.06.2024
«Печать антихриста»: преодолевая предрассудки и суеверия
Работа земского врача была трудна и опасна. Врачебный участок обширный: включал в себя не только Ковернино, но и Сокольское, поэтому Александр Феодосьевич часто ездил на лошадях. Для беспрепятственного передвижения по участку имел специальный документ – Билет от Губернской земской управы. По предъявлению Билета сельские и волостные начальства ему обязаны были давать «за прогоны, из обывательских или земских, содержимых взамен обывательских, по две лошади с проводником, без малейшего задержания, отводить квартиры и, в случае надобности, оказывать всякое законное вспомоществование». А надобность действительно была. Деятельность любого врача направлена не только на лечение, но и профилактику заболеваний. Но недоверие неграмотного населения к медицине и обращение по старинке к знахарям усложняло работу молодого доктора.
С 1874 года в Костромской губернии заболевание оспой приобретает эпидемический характер. Причина появления и массового распространения болезни заключалась «в дурных условиях крестьянских жилищ в гигиеническом отношении в связи с дурным уходом за больными, в близком соприкосновении больных детей со здоровыми, нередко исполнявшими обязанности нянек».
Противоядие от оспы было найдено еще в XVIII веке. В России прививку первой сделала Екатерина II в 1768 году, подав пример подданным. Но народ опасался вакцинации коровьей оспой, некоторые отказывались от этого из религиозных соображений. Раскольники смотрели на оспопрививание враждебно, называя его «печатью антихриста», и не разрешали прививать детей. Поэтому врачам того времени приходилось преодолевать многочисленные предрассудки и суеверия против прививок.
Деятельность по профилактике заболевания координировалась Губернскими комитетами общественного здравия. Одним из основных и постоянных направлений деятельности в тот период было оспопрививание, в первую очередь детей. Проводилась и ревакцинация среди взрослого населения.
Для увеличения числа прививавшихся врачами использовались разные методы. Например, в одном из уездов Костромской губернии доктора платили по две копейки серебром матери прививаемого ребёнка, а детям постарше давали по пять копеек и по прянику. Эта мера оказалась благодетельною и могущественно действовала на матерей.
Оспопрививание проходило успешнее там, где оспопрививатели были из числа населения этого уезда, и прививаемые знали их. Так, личное знакомство, опыт и авторитет Александра Феодосьевича помогали в деле борьбы с грозным заболеванием на территории врачебного участка №2.
Советская власть также уделяла особое внимание противодействию эпидемий, поэтому предоставляло лошадей «в распоряжение медицинского персонала для разъездов к острозаразным больным во всякое время дня и ночи».
Врач-универсал
Несмотря на то, что А.Ф. Груздев специализировался в гинекологии, ему по долгу службы приходилось быть «универсальным» доктором, как и многим другим врачам того времени. Однажды ему даже пришлось делать операцию по удалению хрусталика глаза в связи с катарактой.
А пункция брюшной полости больного при асците запечатлена на фотографии 1903 года. Сюжетное фото сделано в помещении Ковернинской больницы. Больной (мужчина) сидит на стуле, живот перевязан бинтами, ниже пояса прикрыт пелёнкой. Справа А.Ф. Груздев в белом халате придерживает рукой катетер, по которому вытекает жидкость из брюшной полости больного в таз. Слева санитар Степан в белом фартуке, позади больного фельдшер Н.И. Иодаев.
В архиве музея имеется документ 1907 года - счёт со склада сельско-хозяйственного общества в селе Ковернино земскому врачу Груздеву А.Ф. за товары (свечи стеариновые, керосин, мука, сахарный песок, дрожжи) на общую сумму 11 рублей 92 копейки. В конце приписка: «Деньги 11 руб. 92 к. получил Алексей Александрович Лавровский».
А порционное требование для Ковернинской лечебницы на 26 сентября 1918 года нам продемонстрирует рацион шести ковернинских больных. В меню мясные щи с хлебом, гречневая каша, сдобренная скоромным маслом, и чай с сахаром.
В честь 25-летия служения медицине
Александр Феодосьевич был всесторонне развитым, культурным, интеллигентным человеком, имел крупную библиотеку; кроме врачебной деятельности, проводил большую просветительскую работу, принимал активное участие в общественной жизни Ковернинского края. А.Ф. Груздев пользовался заслуженным уважением как у руководства, так и у пациентов и населения. За свои труды был удостоен в 1899 году звания коллежского советника. А в 1908 году «в воздаяние усердной и беспорочной службы в продолжении двенадцати лет сряду в одной и той же должности, не ниже восьмого класса, по засвидетельствованию Начальства и удостоению Кавалерской Думы, всемилостивейше пожаловали ему капитулу данным Кавалером Императорского Ордена Святыя Анны третьей степени».
Вот что пишет внук Александра Феодосьевича Игорь Дмитриевич в биографических очерках о своём деде: «Он был великим тружеником. А пиком его славы стал праздник в честь славной даты - 25-летия служения медицине. Это было первого ноября 1913 г. Торжество проходило в больнице. Собралось много народа: культурное общество Ковернина, земские врачи, командированные Макарьевским Земством (делегаты). На торжество было приглашено всё духовенство Ковернина, чиновники, купечество, полный хор певчих, волостные старшины и старосты. Пропели «многие лета». И в торжественной обстановке от Врачебного Совета была вручена бювар-папка с передней серебряной доской, на которой вверху было «1888 XXV 1913», посередине «Многоуважаемому Александру Феодосьевичу Груздеву от Макарьевского Врачебного Санитарного Совета». В папку был вложен Адрес, золотыми буквами подписанный всеми врачами и управой. Все благодарили, говорили речи.
Земское собрание постановило учредить в Ковернинской лечебнице бесплатную койку имени моего деда и повесить портрет деда в приёмной комнате лечебницы. Вот так отмечались заслуги моего деда. Позже деду была вручена награда святой Анны в петлице».
Юлия Каменьщикова
Продолжение следует...