06.03.2023
В конце августа прошлого года Управлением образования администрации Ковернинского муниципального округа был издан приказ о создании аграрных классов на базе нескольких школ: Гавриловской, Хохломской, Анисимовской и Сёминской.
В своих публикациях на страницах "КН" мы уже не раз упоминали о работе таких профильных классов. Попробуем разобраться в этом вопросе поподробнее.
Прежде всего стоит отметить, что главная цель создания таких классов - это, конечно, популяризация сельскохозяйственных профессий. Ну, в самом деле, аграрный округ - и постоянно испытывает кадровые проблемы! Все в последние годы хотят в бизнесмены, менеджеры, юристы, ну, на крайний случай, в учителя или врачи, а лучше всего - сразу бы... в начальники. А кто хлеб будет растить, кто будет осваивать современную сельскохозяйственную технику, выводить новые сорта семян, сажать лес? Стране, и нашему округу в частности, катастрофически не хватает агрономов, зоотехников, инженеров, осеменаторов, лесоводов... И если простых животноводов, сторожей и трактористов в хозяйствах ещё худо-бедно находят, то вот со специалистами - проблема. А без научных знаний в современном сельском хозяйстве долго не протянешь. Гидропоника, гербициды, генетические мутации... Или вот ещё - на каком виде работ применяется беспетлевой поворот агрегата на 90 градусов? В общем, без хороших знаний - никуда...
Вот так, наверное, думали и в управлении сельского хозяйства Ковернинского округа, когда вплотную занялись решением кадрового вопроса в сельскохозяйственной отрасли.
- Изначально идея ввести агроклассы принадлежала новому начальнику управления сельского хозяйства Юрию Николаевичу Храмову, - рассказывает директор Хохломской средней школы Н. А. Протасова.
Идею подхватили в Управлении образования округа. К тому же в нескольких районах Нижегородской области уже существовал пилотный проект, наработана хорошая информационная база, есть подробные программы, разработки занятий. Наши педагоги съездили за опытом в Ильино-Заборское, где такие классы уже начали свою работу, посмотрели - как, что, почему... В общем, понравилось!
В тандеме с социумом
Причём, школы втянулись в эту деятельность не одни.
- Мы подписали соглашение о сотрудничестве с администрацией нашего округа, СПК "Хохлома" и Нижегородской сельхозакадемией, - рассказывает Наталья Александровна. В конечном итоге именно этот тандем должен помочь привлечению молодёжи на село.
С помощью вот таких агроклассов планируется сформировать у ребят сельскохозяйственную грамотность, вооружить их хотя бы минимальным объёмом знаний и умений в области сельского хозяйства, которые, как говорится в пояснительной записке к программе, "позволит им реализовать себя как будущего хозяина земли". А каждый выпускник школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем - как минимум, в масштабах своего личного подсобного хозяйства.
Но, думается, и у Ю.Н. Храмова, и у остальных подписавших соглашение о сотрудничестве планка будет повыше, чем личное хозяйство. Округу нужны специалисты во всех сельскохозяйственных отраслях! Поэтому настрой такой - представить сельское хозяйство в глазах школьников как привлекательную область, в которой они в будущем могли бы проявить себя, применить полученные в учебном заведении знания на развитие своего села. Городским деревня интересна только как место для рыбалки и шашлыков. А сельское хозяйство, как ни крути, должно оставаться в своих, местных руках.
С 5-6 класса начинают ребята знакомство с первоначальными знаниями по сельскому хозяйству. К 8-9 классу полученный интерес поддержат за счёт связи с Нижегородской сельхозакадемией и СПК "Хохлома". А выпускникам 9-11 классов останется только определиться с будущей специальностью.
Кстати, прошедшая недавно встреча деканов НГСХА со школьниками Сухоноски, Гавриловки и Хохломы, по мнению Н.А. Протасовой, тоже имела достойный успех. Эти ребята, в отличие от ковернинских, явно заинтересовались учёбой в вузе. Что это совершенно оправдано, ведь у многих из них родители, близкие родственники работали или до сих пор работают в местных сельхозпредприятиях. Вот из них-то и стоит ковать кадры будущей молодой смены.
Конечно, в каждой школе есть, что вложить в основу работы данных агроклассов. В Хохломской школе, к примеру, кроме уроков биологии и химии, которые сейчас усовершенствованы и дополнены в связи с новой программой, вот уже 6 лет работает школьное лесничество, руководит, которым, кстати, учитель истории. И это, видимо, ничуть не умаляет достоинства данной формы дополнительного образования. Напротив, лишний раз доказывает, что тему любви к природе, родной земле и желание восполнять её богатства до детей можно доносить на любом уроке.
Раз иголка, два иголка - будет "Ёлочка"
Почему школьное лесничество? Ну, хотя бы потому, что лесовосстановление является приоритетным видом деятельности школьного лесничества "Ёлочка", а "Основы лесного и лесопаркового хозяйства" - один из важнейших разделов учебного плана агрокласса. Специалистов лесного хозяйства как раз и готовит Нижегородская сельхозакадемия.
Важно и то, что у ребят из хохломской "Ёлочки", благодаря активной разноплановой работе внутри школьного лесничества, "повышенное" чувство любви к родной природе. Здесь учатся любить её с малого - с изготовления кормушек и регулярной подкормки птиц до посадки сосенок в Хохломском участковом лесничестве.
- В этом направлении мы активно работаем с мастером леса СПК "Хохлома" А.Н. Смирновым, - рассказывает руководитель школьного лесничества И.Л. Лопарёва. - Наши ребята работают вместе со взрослыми. И хотя сажать сосенки - работа очень тяжёлая и кропотливая, ведь проходить в лесу приходится довольно большие участки, - детям это нравится.
Тем более, что за свою работу школьники получают денежку. А как же? Стимулировать детей нужно обязательно, считают взрослые.
Широко распространены в Хохломе такие мероприятия, как День леса, когда все дружно идут на уборку и чистку лесного массива. Конечно, ребятам предлагаются работы по силам. Думается, убрать мусор в лесу вдоль проезжей части сможет даже младший школьник.
Кроме того, творческое объединение "Ёлочка" активно участвует в региональных и всероссийских конкурсах, сетевых проектах, турслётах. Ирина Леонидовна старается вовлечь детей в разные виды деятельности, это и областной юниорский лесной конкурс "Подрост", и региональный сетевой проект "Лес будущего", и слёт школьных лесничеств Нижегородской области, и литературно-краеведческая игра "Заповедные тропы Нижегородской народной культуры"... Список очень большой, а главное в нём - личное участие каждого ребёнка, возможность проявить свои творческие способности и лишний раз обратить внимание на красоту своей малой родины. Кажется, велико ли дело - посадить десяток крошечных сосенок в лесном квартале? А нет... пройдёт десяток лет и благодаря этим ребятам в хохломских лесах вырастет новый сосновый бор. Да и ребёнок, своими руками посадивший саженец и убравший мусор вдоль дороги, вряд ли в будущем станет бесхозяйственно относиться к природе.
Назад... в будущее!
Но вернёмся к теме сегодняшнего разговора. Агрокласс. Конечно, программа учебного плана подразумевает не только изучение лесного хозяйства. Это, в первую очередь, основы агрономии, ветеринарии, основы ухода за животными, механизация сельского хозяйства, переработка продукции животного и растительного происхождения. И даже основы аграрного бизнеса и опытно-исследовательская деятельность. Планируются и стажировка в сельхозпредприятии, и экскурсии в учебные профильные заведения. Начинают младшие школьники, как правило, с огорода на подоконнике, приходит время и возвращения давно забытых пришкольных участков, где дети худо-бедно учились держать в руках лопату, поливать овощи, а по осени вовремя собирать урожай.
А то ведь мы в последние годы всеми силами стараемся оградить детей от физического труда. На огороде работать им нельзя, убраться после уроков в кабинете - это вообще нарушение прав ребёнка. И после этого хотим вырастить хозяев своей земли? Нет, так не получится. Давайте уж вернём кое-что полезное из прошлого и соединим с современным настоящим... Тогда и получим то, что надо. Вот агрокласс, на мой взгляд, и дерзает выполнить эту непростую задачу.
Автор: Марина Вагузова
Фото из архива Хохломской школы