Главная/Новости округа/События/Дороги – это целая жизнь

Дороги – это целая жизнь

33

26.08.2024

 23 августа исполнилось 100 лет со дня рождения Максима Тихоновича Комарова, возглавлявшего ДПМК с 1978 по 1985 гг.

Максим Тихонович родился 23 августа 1924 года в большой крестьянской семье. В Ковернинский район его направили директором льнозавода. С ним вместе приехали В.М.и Ю.В. Марютичевы и П.И. и А.Ф. Кудряшовы. Вскоре (1963-1964 гг.) в районе создаётся строительная организация на колхозных паях – МСО. Квалифицированных кадров не было, всё выполнялось вручную, в основном женщинами. В те времена строительство велось во всех колхозах, но большая часть - в колхозах «Семинский» и им.Кирова,  там строился, как прозвали его в народе, «БАМ». Наш район географически находился не в выгодных условиях – нет ни железной дороги, ни водного транспорта, поэтому всю нагрузку принимали на себя шоссейные дороги, а их почти не было.

И дороги, и жильё

В 1978-1979 гг. в районе образовалась новая организация – дорожная передвижная механизированная колонна (ДПМК),  возглавлять которую доверили М.Т. Комарову. Одними из первых в организацию пришли работать А.П. Грошева, В.И. Тюкалова и И.С. Медведев. Кстати, М.Т. Комаров и И.С. Медведев работали в паре, всегда дополняли друг друга, раньше всех приходили на работу, позже всех уходили. Иван Семёнович командовал на тот момент всех техникой. Битум привозили из Кстова, на битумовозе работал очень ответственный человек, участник Великой Отечественной войны Леонид Михайлович Стекольщиков, потом его сменил не менее ответственный водитель В.В. Удалов.

В ДПМК создаётся бригада асфальтировщиков, в основном из женщин предпенсионного возраста. Работа была крайне тяжёлая: сверху - высокая температура, а снизу - ещё выше. И вот в этих условиях трудилась бригада женщин, вручную раскладывая асфальт.

Как известно дорожная работа была сезонная: в зимнее время строили в основном жильё для своих работников и производственную базу.

В то время в районе государственным банком руководила замечательная, умная и очень уважаемая женщина Е.В. Глухова. Раньше заработанная плата у нас очень лимитировалась: если хочешь получить больше, нужно перевыполнить объём работ. Тогда мы ехали в нашу вышестоящую организацию, где нам меняли коэффициент зарплаты, а потом шли в Госбанк просить, чтобы нам заменили этот план. Мне всегда нравилось наблюдать за Евгенией Владимировной в работе: вот она чего-то ворчит, а сама уже всё подписала, потому что знала, что всё это делается ради работников.  

Ели – как память

Шли годы. Организация развивалась. Уже и к качеству дорог были другие требования. Приезжали независимые лаборатории, брали самостоятельно вырубки в асфальте, и, надо сказать, что за время работы нашего предприятия ни разу не снимался с выполнения ни один квадратный метр. Максим Тихонович много ездил за границу (в соцстраны). В то время путёвок было много, их распределяли по предприятиям бесплатно. Как-то он приехал из Чехословакии, собрал производственное совещание и, делясь в том числе впечатлениями от поездки, отметил, что в этой стране повсюду растут ели, много зелени. Вскоре был объявлен субботник, и мы уже высаживали около конторы ели, которые до сих пор украшают нашу базу…

Максим Тихонович был очень скромным человеком: когда ему присвоили звание «Заслуженный строитель РСФСР», то он им не кичился и вообще не любил об этом говорить. В те времена у нас на предприятии частыми гостями были секретарь райкома партии В.А. Шибанин и председатель райисполкома А.И. Терёшин, которые крайне были заинтересованы в строительстве дорог, меняющих образ района.

У Максима Тихоновича были большие задумки, много планов, но болезнь его застала врасплох. Он только-только ушёл на заслуженный отдых и сразу же заболел, так ни разу и не успев получить пенсию (раньше выдавалось что-то одно). В 62 года его не стало.

По инициативе нашего Дорспецстроя и при поддержке райкома партии руководителем ДПМК был назначен сын Максима Тихоновича -  Владимир Максимович Комаров. Курс был выбран всё тот же – строительство автомобильных дорог, жилья, а также укрепление базы.

Шли годы, грянула перестройка, стали закрываться предприятия, канул в Лету и наш областной главк. Стало ясно, что нам одним не выжить.  В то время наше предприятие было поделено на акции, которые были зарегистрированы в Н. Новгороде. Нашлись покупатели, которые предложили выкупить организацию за акции. Все сотрудники знали, у кого и сколько их, какую сумму они будут получать, и проголосовали «за». Но нас обманули: забрали только 51% акций. Техника новыми владельцами была закрыта или вывезена.

Вот тогда директор В.М. Комаров принял решение начать работать на тех дорогах, которые предприятие обслуживало ранее. Он обратился в Сокольскую ДПМК, те любезно согласились помочь, пригнали свою технику, выделили стройматериалы и приступили к работе, но работать в нашем районе им не дали.

…Мы потом часто ходили на могилу к М.Т. Комарову и рассказывали, как у нас обстоят дела и, как прежде, спрашивали у него совета. А сейчас, когда проезжаешь мимо нашей организации и видишь ели, которые были посажены по инициативе Максима Тихоновича, понимаешь, что ель – это прекрасный символ вечной жизни, которая продолжается даже в самые тёмные времена.

А. Уставщикова

Бывшая коллега

Яндекс.Метрика