Главная/Рубрики/Общество/Азбука хохлома

Азбука хохлома

948f73bc-ccdc-4213-be7b-753dbfc22710

Творческая группа

На Сёминской фабрике «Хохломский художник» в 1969 году была организована творческая группа, своего рода центр творческой мысли, собравший лучших художников предприятия. Творческой группой с первого дня основания и до 1985 года руководила главный художник фабрики О.П. Лушина. С 1987  по 2003 годы – Н.А. Гущин.

Творческая группа занималась разработкой нового ассортимента, созданием новых форм, рисунков. Разработан обширный ассортимент выпускаемой продукции, все новые виды проходили обязательную регистрацию на художественном Совете в Горьком, затем - в Нижнем Новгороде. Впервые изделия Сёминской фабрики «Хохломский художник» были зарегистрированы и отнесены к изделиям НХП в 1969 году. Мастера творческой группы работали на окладе.

В 1969 году в творческую группу вошли 10 мастеров: О.П. Лушина, О.Н. Веселова, П.А. Новожилова, А.Т. Бусова, А.С. Карпова, Л.И. Маслова, Е.В. Мосина, А.К. Метелькова, токарь Я.К. Староверов, столяр Н.Н. Дубков. Старались взять работника из каждого цеха, из всех отделений фабрики, чтобы сохранить все стили хохломской росписи. Ведь в Хрящах был подоговский стиль, в Новопокровском – бединская роспись, в Кулигине запевалой был Н.П. Кудряшов.

Вскоре в состав творческой группы были введены: А.Т. Куликова, Н.Г. Тимачева, Т.Н. Кроваткина, А.А. Шмелева, Е.Н. Серова, Н.М. Пескова, В.А. Удалова, В.Я. Курнакова,  Н.А. Иванов. В 80-е годы в творческую группу вошли А.М. Груздева, Е.П. Здорова, Е.Е. Смирнова, Н.А. Гущин, В.Д. Белова, Г.И. Менькова, А.М. Костюхина, в 90-е годы  - А.И. Панфилова, Е.А. Соколова, Е.А. Серова, Е.А. Ляпина, З.И. Сироткина, Л.Ф. Лебедева, Т.В. Пескова, В.М. Цветкова, Е.В. Оленина, Н.Н. Кургузова.

Мастера творческой группы принимали активное участие в выставочной деятельности, выезжали на зарубежные выставки для демонстрации приёмов хохломской росписи.

Большинство художников, работавших в творческой группе фабрики, были удостоены высоких почетных званий. Здесь 3  народных художника, 3 лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина, 15 имеют почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

Скан_20230207

Травка

«Травная» роспись - разновидность «верхового» письма, «царица» хохломской росписи.  Ранние узоры хохломской «травки» очень просты. Свободное движение кисти по форме изделия в виде отдельных мазков, двойных – «сестричек», тройных – «кустиков», импровизация в процессе росписи помогают создавать многочисленные варианты травного орнамента. Рисунки её динамичны и напоминают очертания трав, колеблемых ветром.

Травные узоры, идущие из глубокой старины, хохлома бережно хранила, создавая до бесконечности разнообразные варианты. Варианты эти зависели от характера украшаемого предмета: кустики на выпуклой поверхности бочонка или низкой солонице, вьющаяся ветвь по бортику чаши, а на круглом дне чашки – розетка из трав, выходящих из одной точки в центре дна и как бы догоняющих друг друга. Такая композиция, напоминающая солнышко, носила название «рыжика».

Псевдорусское направление начала ХХ века оказывало большое влияние на развитие хохломского промысла, но народные традиции оказались жизнестойкими. Они сохранились не только в мастерской знаменитых Красильниковых, но и в творчестве многих других мастеров. Приверженцами старинной «травки» были и художники Подоговы.

С мастерами по сохранению «травного» письма работали искусствоведы. Специалист-искусствовед А.В. Бакушинский убеждал мастеров сосредоточить свои поиски в области травного орнамента. «Травка» и только «травка», - говорил он, - должна быть основой хохломы, только она может вернуть росписи подлинно народный характер, ее настоящее лицо». И эта работа принесла свои плоды на выставке 1935 года, куда художники Ковернинского и Семеновского районов привезли около 700 экспонатов с разнообразнейшими вариантами растительного орнамента, созданного на основе старинного травного письма. Так в 30-е годы растительный орнамент вытеснил «переплёты» и «славянскую вязь» и стал главным направлением в росписи.

Травная роспись

Тычок

Грубоватое название в хохломе, но зато точно передающее суть приёма. «Тычки» изготавливают сами мастера, они могут быть разных размеров – свернутая жгутом вата или капроновая ткань, намотанная на черенок кисти. «Тычок», заострённый «точкой», позволяет наносить тончайшие узоры орнамента, всевозможные размеры «тычков» разнообразят роспись ритмом пятен разных размеров – «наляпов», из которых получаются ягоды, цветы.

Скан_20230207 (2)

 

Удалова Валентина Александровна

Валентина Александровна Удалова - одна из ярких, талантливейших художниц хохломского промысла. Она родилась 23 июля 1947 года в многодетной семье Гущиных в д. Глибино Ковернинского района Горьковской области. В промысел пришла в 15 лет в 1962 году, сразу после окончания Сёминской школы. Начинала свой путь в Хрящёвском художественном цехе фабрики «Хохломский художник». Становлению Валентины Александровны как художника и творческой личности помогла её первая наставница – родная тётя Татьяна Григорьевна Кербникова. У неё Валентина научилась основным приёмам росписи,  «травке» и росписи «под листок». В течение трёх с половиной месяцев училась на заготовке изделий. И всего полтора месяца осталось на обучение художественному ремеслу. Несмотря на такой короткий срок,  Валентина Александровна быстро овладела секретами хохломского письма и была переведена на самостоятельную работу. Благодаря природному таланту и трудолюбию, очень скоро она становится одним из ведущих мастеров промысла.

Первое признание творчества пришло в 1969 году на областной выставке по созданию новых видов изделий, за что она была награждена дипломом и денежной премией. С 1969 года Валентина Александровна – участница выставок и конкурсов разного уровня - от районного и до международного. С 1971 года – член творческой группы и ведущий художник фабрики. В 1972 и в 1974 годах  Валентина Александровна – участник ВДНХ СССР. Главный комитет выставки достижений народного хозяйства СССР награждает  художницу в 1978 году бронзовой медалью, а в 1980 году -  серебряной медалью.

В 70-е годы Валентина Александровна – передовик производства, она неоднократно становится победителем социалистического соревнования. В 1982 году В.А. Удалова принята в Союз художников СССР. Большими событиями в творческой биографии художницы стали поездки за границу. В 1974 году представляла искусство хохломской росписи на международной Лейпцигской ярмарке в ГДР.  А в 1985-ом художница побывала  за границей ещё раз, теперь уже в Югославии – в городе Загреб.

За годы работы Валентина Александровна подготовила как наставница более 40 человек – начинающих художников.       Свои навыки и умения росписи применяла и в работе со школьниками Сёминской и Ковернинских средних школ. Высокохудожественные работы мастера хранятся в государственном Русском музее, Алтайском художественном музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Астраханской картинной галерее им. Б.М. Кустодиева, Чувашской картинной галерее, Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова, запаснике ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». За заслуги в области декоративно-прикладного искусства  в августе 1993 года Валентине Александровне присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации», а в 1999 году -  почётное звание «Народный художник Российской Федерации» - как высший критерий признания её труда и заслуг.      За долголетний труд награждена медалью «Ветеран труда», юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100 - летия со дня рождения В.И. Ленина».

19 февраля 2021 года Валентина Александровна ушла из жизни. Похоронена на кладбище д. Хрящи.

Удалова В.А. 14

Яндекс.Метрика