16.10.2024
Рассказываю эту историю, произошедшую со мной недавно, с разрешения всех пострадавших и участвующих лиц и в надежде на то, что хотя бы одному человеку она поможет не попасть в подобную ситуацию.
СМС-ка от главы
Раннее утро. Выхожу из дома по направлению к работе. По дороге слышу звук пришедшей СМС-ки. Читаю. Она от главы МСУ Шмелёва Олега Павловича. "Марина Вячеславовна, здравствуйте. Вам будет звонить Сергей Иванович. Он отвечает за безопасность. В связи с внеплановыми проверками он связывается с действующими и настоящими сотрудниками, чтобы обсудить важные вопросы. Как поговорите с ним, напишите, как прошёл разговор. Жду Вашего сообщения".
Честно говоря, ничуть не смутилась: в администрации, действительно, работала, в форме смс-сообщений с главой общались часто. Важность поручения главы приняла во внимание и пошла дальше.
На работе звонок в Телеграмм от того самого, по-видимому, Сергея Ивановича. На экране высвечиваются полные ФИО - Абрамов Сергей Иванович. Представляется сотрудником ФСБ и высылает на мой адрес письмо, которое подтверждает, что 09.07. 2024 и 02.10.2024 года мною было переведено 242545 рублей на имя Максимилиана Александровича Андронникова, 1974 года рождения, подозреваемого в участии и руководстве ультранационалистической группировкой. Данная организация, говорилось в письме, занимается систематическими актами насилия и террора в приграничных областях России... Ну и так далее. Письмо за подписью заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу И.А. Корнева на имя руководителя ФСБ РФ А.В. Бортникова.
В письме мои фамилия, имя и отчество, дата рождения и паспортные данные. Всё сходилось. А в результате мне было сказано господином Абрамовым, что я обвиняюсь по статье 205.1 УК РФ в содействии террористической деятельности. Якобы с моего счёта были направлены денежные средства на имя террориста.
Итак, я - террорист
Дальше - всё, как в кино. Я из тех людей, которые свою страну любят, а Президента уважают. И это не для красного словца. Всегда гордилась, что живу в России и искренне верю, что мы - единственная страна, за которой и правда, и сила. А тут в одночасье вдруг превратилась в пособника террористов?! Это, первое, что, наверное, расстроило меня в тот момент. И моментальная мысль - как теперь вылезти из этого, извините за крепкое словцо, дер…ма?
Но на том конце провода тот самый Сергей Иванович, в принципе и надеявшийся на такую реакцию, стал мне объяснять, что я пока не подозреваемая и не обвиняемая. Что таких случаев много. И даже в нашем Ковернино. А его задача помочь мне разобраться в этом вопросе, найти "негодяев", которые от моего имени пересылает деньги на Украину. При этом с моих счетов никаких движений в эти названные даты не происходило. На это Абрамов сказал, что мошенническую операцию удалось вовремя приостановить. Однако есть угроза, что в следующий раз не получится это сделать и тогда я точно окажусь пособницей Максимилиана и иже с ним.
То есть они сейчас хотели "помочь" мне спасти себя и свою репутацию.
На коротком поводке
А для начала меня периодически соединяли с разными "сотрудниками" и "экспертами". Для начала я должна была уйти с работы, чтобы у меня была возможность работать с ними беспрепятственно и в любое время, а главное -конфиденциально. Никому и ничего говорить было нельзя, пока не будут найдены те самые, кто воспользовался моими персональными данными. Меня спрашивали по поводу работников администрации, Сбербанка - не подозреваю ли я кого.
Никаких кодов с меня не спрашивали, спокойно всё объясняли. Один из троих, представившийся следователем Николаем (полные инициалы не запомнила, да и неважно, они их придумывают для себя каждый день разные), даже вышел со мной на видеосвязь. Молодой человек в белой рубашке и при погонах сидел в кабинете на фоне российского флага и портрета В.В. Путина. Даже продемонстрировал мне своё удостоверение. Всё было более чем официально - и документы, и звонки с именами, фотографиями и номерами. Не придерёшься.
В дальнейшем мне прислали инструкцию, главный смысл которой был в том, что в первую очередь необходимо было обезопасить свои счета. Для этого, проще говоря, нужно было закрыть действующий счёт. Предлагалось снять деньги с него, чтобы Центробанк впоследствии мог его аннулировать. В общем, ахинея полная. Хотя поняла это я далеко не сразу. В дальнейшем, видимо, на втором этапе мне предстояло внести эту сумму на временный счёт, откуда бы они благополучно и улетели в кошелёк - только не Максимилиана, а тех самых мошенников. Но на тот момент моя умная мысль где-то задержалась.
Почему не сразу поняла, что меня хотят развести? Слишком хорошие психологи сидели на том конце провода. Во времена тотальных страхов, тревог и негативной информации в СМИ психика людей как-то сразу выхватывает из ситуации либо полное отрицание и негатив, либо желание разобраться в ситуации и защитить себя и свои средства. Моя, видимо, выбрала второй вариант. При этом все трое не давали ни минуты, чтобы можно было позвонить родственникам или просто перевести дыхание. Постоянно держали на связи, объясняя это моей же безопасностью и тем, что все записи телефонных разговоров будут приобщены к делу. Короче говоря, держали на коротком поводке.
В результате, следуя инструкции и держа телефон на связи с неким "экспертом Воронцовым", я направилась из дома в отделение Сбербанка. Предварительно мне была дана подробнейшая инструкция о том, как я должна была действовать в банке, что говорить и как себя вести, чтобы не вызвать подозрения у его работников.
Вот сейчас думаю, как хорошо, что дорога от дома до Сбербанка занимает у меня столько времени, что успеваешь раскинуть мозгами. Иду и думаю: что со мной происходит, что-то здесь, несмотря на красивый сценарий, не так. Надо зайти к Шмелёву, ведь он же должен знать какую-то информацию. Но как зайти и поговорить, когда в кармане включенный телефон, а на связи тот самый Сергей Иванович (пыталась отключиться от абонента, тут же звонок и требование включить телефон).
"Ха-ха-ха"
Подходя к зданию администрации, я уже твёрдо решила, как поступлю. В гардеробе, в нарушение всех правил собственной безопасности, оставила сумку с кошельком (было не до него!) и включённым телефоном и бросилась в приёмную. Секретарь предупредила, что у главы совещание. Но времени на ожидание у меня не было, ведь там внизу, в сумке, "тикал тротил" в виде включённого телефона и Сергея Ивановича на проводе…
Влетаю! Глаза огромные, лицо бледное, руки трясущиеся! У Олега Павловича на лице тоже недоумение. "Я ничего не писал!"- сказал он мне. Пара секунд... и в голове начало проясняться. Да ещё "ха-ха-ха" участников совещания (удивившихся, что работник газеты, которая то и дело публикует схемы мошенников, сама попалась в их лапы) сделали своё дело, и я начала приходить в себя.
... После того, как мошенники поняли, что я сорвалась с их крючка, ещё долго не переставали звонить. Даже с номера "Шмелёв Олег Павлович" пришло голосовое сообщение со словами "Ну, как прошли переговоры? Как пообщались?" При этом настоящий Олег Павлович стоял рядом со мной без телефона в руках. В этот же день мошенники развели ещё одного работника администрации. И началось всё с той же СМС от "Шмелёва О.П.". К счастью, и в том случае денежные средства остались там, где они и были.
... На следующий день меня продолжили атаковать. Поняв, что деньги у меня есть, они прошлись старым недобрым путём, пытаясь зайти на мой аккаунт на Госсуслугах и пытаясь через звонок узнать заветные четыре цифры.
Страшно...
Скажу честно, все эти четыре с половиной часа, пока меня обрабатывали те трое, было страшно. Ещё страшнее стало потом, когда мозги «встали» на место. Не считаю себя глупее других, не раз отклоняла телефонные атаки мнимых сотрудников ФСБ и МВД, операторов сотовой связи; бывало, даже посылала на три советские буквы. А вот тут... Это было какое-то зомбирование и психическая атака. Я теперь понимаю, как людей за короткое время вербуют и заставляют поджигать военкоматы и совершать теракты.
А главное, что эти люди не остановятся. Их мошеннические схемы совершенствуются быстрее, чем мы успеваем их изучить и взять на вооружение.Такое ощущение, что в сфере мошенничества работают самые умные головы нашей планеты. Им ничего не стоит подделать голос или даже срежиссировать видео. Их-то умы да в правильное бы русло… А пока мы все с вами находимся у них на крючке. И только бдительность и осторожность, постоянное информирование своих близких поможет уберечься.
Уже позже я поняла, что такие дела с "пособничеством террористическим организациям" не решаются по телефону. Но мы все люди, тревожность которых сегодня завышена. Мы все переживаем и беспокоимся за своих близких, за своё имущество и средства. Никуда не делись в нас и чисто русские качества - доверчивость и чувство ответственности. Но сегодня, видимо, в приоритете функция "включить мозги". Всех наших читателей и призываю сегодня сделать это вместе со мной.
Марина Вагузова
Выражаю благодарность главе МСУ О. П. Шмелёву и первому заместителю главы администрации А.А. Васильеву, оперуполномоченному уголовного розыска МО МВД России "Ковернинский" капитану полиции А.В. Удалову и всем, кто помог мне не стать "пособницей террористов" и сберечь свои средства.