Главная/Рубрики/Общество/Ермиловская игрушка: искусство из опилок

Ермиловская игрушка: искусство из опилок

Слайд2

20.02.2025

Мой вам пламенный! С февралём, друзья! Как писал один поэт: «Этот вечер ещё не весенний, но какой-то уже и не зимний…» Февраль – перепутье сезонов, «указатель» на весну. Ещё вчера мы доставали из дальних ящиков ёлочные украшения,  и вот, готовь другие ящики - под рассаду.

Кстати, про украшения. Новый год я просто обожаю встречать в деревне. Печка, большой стол, маленький телевизор и моя бабушка Иса (с ней вы уже знакомы) суетится на кухне в ожидании гостей. У меня особая миссия – я отправляюсь на чердак и достаю коробку с ёлочным «декором». И этот «поход» для меня нечто особенное. В «скворечнике», как называет чердак бабуля, хранится всё, что на протяжении отдельных отрезков времени было чем-то очень нужным, красивым, функциональным. А вот теперь рука не поднимается выбросить. Школьные альбомы, старенький приёмник из ГДР - подарок прадеда, детская коляска – качество из СССР, громоздкие напольные часы без гирь…. Что-то подобное хранится на многих чердаках и балконах нашей страны. Но каждый раз, залезая под крышу бабушкиного дома, моя рука тянулась к корзинке с детскими игрушками. Среди старых выцветших конструкторов, незатейливых пупсов, сломанных карандашей есть особая вещь - олимпийский мишка нашей, Ермиловской, фабрики «Игрушка». И вот каждый раз, взяв в руки медведя с олимпийскими кольцами на груди, я давал себе слово, что обязательно доберусь до этого места. Места, где родилась такая простая, но вместе с тем гениальная вещь – игрушка из опилок…

Сразу представлю вам моего главного помощника, соавтора и проводника в мир «Игрушки»  - заведующего сектором МВЦ «Отчина», председателя Ковернинского отделения общества «Нижегородский краевед» Валентину Васильевну Смирнову. Благодаря когда-то собранной ею информации я не только разобрался с историей фабрики, передо мной открылась наиболее полная картина всех процессов, событий и имён. Приглашаю и вас на эту уникальную экскурсию…

1 ерм

Токарь Ермиловского промартели Харлампий Афанасьевич Малышев (40- годы).

Промартель

Как вы уже поняли, название «ермиловская» пошло от деревни Ермилово (нынешний Хохломский территориальный отдел), вблизи которой и зародился этот промысел, ставший ярким, но, к сожалению, недолгим явлением на Нижегородской земле.     

 

Как рассказала В.В. Смирнова, Ермилово с конца XIX века являлось  токарным центром Ковернинского края. В 30-е годы рядом с деревней были построены первые общественные мастерские Ермиловской промартели,  которые специализировались на изготовлении токарных полуфабрикатов – «белья»  для артелей деревень Сёмино, Кулигино, Хрящи, Новопокровское. В этих деревнях занимались дальнейшей обработкой и росписью деревянной посуды. Так же в промартели изготавливали шахматы, шахматные доски, которые сами расписывали; делали точёные гардины, обрабатывали их морилкой, покрывали лаком.  Занимались и выделкой ложек.  Первым руководителем Ермиловской промартели стал токарь Харлампий Афанасьевич Малышев.

ерм 2

Коллектив Ермиловской промартели ( 40-е годы).

Вскоре  рядом с промартелью стали строить жильё. Многие работники из окрестных деревень переезжали на постоянное жительство в строящийся посёлок. Образовалось самое молодое поселение на территории Хохломского сельсовета, история которого ведётся с 1935 года. Промышленный городок стали в народе называть Ермиловской стройкой.  И только в 1960 году это поселение, расположенное в километре от деревни Ермилово, получило своё официальное  название – деревня Ермиловская стройка. Именно здесь и зародился промысел  прессованных расписных игрушек.

 

Что касается военных лет, понятно, что в годы Великой Отечественной все промартели выполняли определённые госзаказы. И Ермиловская не была в стороне. Для нужд фронта выпускались различные деревянные изделия (черенки для сапёрных лопат, ящики для снарядов и др.), при этом продолжалась и основная работа –  выпуск токарного полуфабриката. 

 

В 1945 году на должность заведующего промартелью назначен   Малышев Иван Харлампьевич. В  промартель он пришел пятнадцатилетним подростком, учеником токаря по дереву. Затем трудился заведующим производством, а с 1945 года И.Х. Малышев – председатель промартели.

ерм 4

И.Х. Малышев, А.М. Голубев, А.В. Веселов.

С «полуфабрикатов» – на игрушку

Слайд19

После Великой Отечественной войны велось активное строительство цехов.   

В 1953 году промартель была перепрофилирована с выпуска токарных полуфабрикатов на выпуск игрушки. Об этом пишет  районная газета «Вперёд к коммунизму» (№36 от 23.04.1953 г.):

«Впервые в нашем районе успешно осваивается производство детских игрушек горячим прессованием. Выпущены первые партии прочных и красивых игрушек: собачки-лайки, Деды Морозы и др. Новое производство представляет интерес, так как основным сырьём для игрушки служат отходы производства, ранее выбрасываемые  древесные опилки или мелкая токарная стружка с добавлением 10 процентов крахмала и 5 процентов  канифоли. В будущем ассортимент игрушек будет дополнен.  Новое производство поможет коллективу Ермиловской промартели с честью выполнить повышенный производственный план 1953 года. Председатель промартели И. Малышев».

 

С самого начала изготовления прессованных изделий Ермиловская промартель активно сотрудничала  с Загорским институтом игрушки, где разрабатывались гипсовые формы для росписи. Образцы утверждали на художественно-экспертном совете в областном отделе народного образования, позже Облисполкома Горьковской области. Утверждённые образцы форм выкупались у производителя и уже по этим формам заказывались пресс-формы на две половинки. Оснастку пресс-форм брали в Загорске. Прессы покупали на Урале в городе Невьянске.

В 1960 году, после ликвидации промысловой кооперации, промартель была переименована в государственное предприятие Ермиловская фабрика «Игрушка». Директором фабрики был назначен Иван Харлампьевич Малышев. На этом посту он трудился до 1982 года. Это был умелый руководитель, имеющий организаторский талант и подлинный авторитет у подчинённых, душой и сердцем преданный делу.   Численность коллектива, которым он руководил, доходила до 300 человек, работали в три смены. Ермиловская фабрика «Игрушка» – предприятие, которое из года в год успешно справлялось с планами работы. Рост производительности труда достигался  механизацией, совершенствованием технологического процесса. Была введена механическая грунтовка и окраска изделий вместо ручной. Расширялось производство и ассортимент выпускаемой продукции.     Ермиловская игрушка поставлялась в ГДР, Канаду, США, Чехословакию, Швейцарию, Италию.

1981 (1)

Софья Алексеевна Казарина - мастер росписи фабрики "Игрушка".

Расширение производственных мощностей

В 1974  году расширяется производство игрушки – создаётся филиал фабрики в  Ковернино. Устанавливаются прессы, организуются цеха для отделки, открывают художественный цех. В 1980 году  был пущен в эксплуатацию вновь построенный цех, где наладили новое производство – выпуск изделий из берёзового шпона: кузовки, шкатулки, поставки, шляпницы, корзиночки, пяльца. 

 

Ковернинский филиал возглавил Александр Михеевич Голубев. Свой трудовой путь он начинал прессовщиком на Ермиловской фабрике. Трудился заведующим складом сырья и материалов, начальником производства, главным инженером. Прошёл все ступени производства игрушки. В 1982 году, после выхода на заслуженный отдых Ивана Харлампьевича Малышева, был назначен исполняющим обязанности директора фабрики. В 1983 году становится директором Ермиловской фабрики «Игрушка».

 

В 1985 году происходит объединение Сёминской фабрики «Хохломский художник» и Ермиловской фабрики «Игрушка». Объединённое предприятие стало называться Ковернинской фабрикой «Хохломский художник». Александр Михиеевич стал заместителем директора Ковернинской фабрики «Хохломский художник», затем начальником производства по Ковернинскому участку фабрики.

 

Людмила Петровна Соколова, в последние годы работавшая в должности начальника цеха на Ковернинском филиале фабрики:

 

- На работу меня принимал Изосим Лаврентьевич Савичев в 1977 году. Мастером на тот момент была Мария Фёдоровна Лапшинова. На фабрике я прошла все этапы производства, так сказать, «от» и «до». Начальником цеха меня назначили в 94-ом году.

Что сказать о работе, о коллективе? Да только хорошее вспоминается. У нас не меньше двухсот человек работало. Многих, конечно, помню. Ребята со школы приходили, всегда было кому обучить, подсказать. Молодёжи нравилось работать. Сколько мы девчонок замуж повыдавали на фабрике! Помню, по субботам выходили, а детей девать некуда. Так кто-то обязательно оставался за  «няньку»  и  следил за детьми. Был у нас такой «фабричный» детский сад по выходным. На все демонстрации, праздники дружно выходили. На лыжах катались. У нас и лошадка своя имелась – возили продукцию с участка на участок. Зарплаты очень хорошие были. Помню, бухгалтер по несколько раз говорила, мол, девчонки, приходите за авансом-то! О чём это говорит? Нужды в деньгах особой не было. 

Николай Григорьевич и Евгения Ивановна Ерёмичевы, пришли на Ковернинский участок в начале 80-х:

Николай Григорьевич:

- Начинал склейщиком игрушек. В скором времени ушёл в армию, а когда вернулся, меня поставили прессовщиком – прессовал половинки. Из нашего цеха продукция шла на склейку. Была стабильность, хорошие зарплаты. Машины гружёные каждый день уезжали. Нас всему на месте обучали: делать смесь, работать с оборудованием, загружать.  Не помню, чтоб какие-то травмы были – если только на прессах обжигались иногда. Работали в две смены.

Был  у нас подшефный колхоз – им. Кутузова. Ездили туда на уборку льна, картофеля, помогали на сенокосах. На фабрике рабочий день поставят, и там за работу платили. Кашеварили часто прямо в поле. Помню, чай какой на природе заваривали – травяной, душистый, крепкий!

Раза три только в Москву ездил. Подразумевалось, конечно, что  с целью ознакомления – прогулки, экскурсии… Но мы, понятно, в основном по магазинам ездили. Зарплаты-то хорошие были, а купить в посёлке особо нечего. Расскажу ради смеха: я каждый раз мечтал, что вот в Москву поедем – в гостинице поживём! Для нас тогда это было роскошью. Ну-ка: туалет, душ, балкончик с видом на столицу. Первый раз приезжаем – Олимпиада. Никуда не пускают, все гостиницы переполнены. Нас поселил в маленьких деревянных домиках, похожих на сарайчики на закрытой площадке. Всё огорожено,  удобств никаких. Поехали второй раз – фестиваль. Нас в какой-то пансионат захудалый определили. Мы-то, понятно, люди непривередливые, но хотелось-то в гостиницу! Третий раз – тоже сорвалось. Причину уже не помню. Но домой везли полные сумки – кофе, колбасу, сосиски, зелёный горошек, майонез.

Евгения Ивановна:

- Я начинала работать на склейке, а потом в художественном цехе - место освободилось, меня туда взяли. Стала пробовать рисовать. Сначала - на бумаге, а когда стало неплохо получаться – дали лошадку. Учила меня Людмила Борисовна Смирнова.

Помню, какие замечательные у нас были новогодние представления! Сколько детишек приходило! Костюмы маскарадные и декорации – всё сами мастерили. Обязательно какой-то сюжет: сценки, сказки. А так у нас зачастую и гармошка, и частушки с перепевами. Любили собираться.

Мы с мужем много лет вместе работали. На фабрике вообще-то семьи часто встречались – и родители, и дети. В 2000-х финансовая ситуация совсем стала тяжёлая, в 2004-ом я ушла. А муж больше 30 лет отработал.

 

От опилок до кисточки

Интересен сам способ изготовления прессованной игрушки, который даёт возможность создавать продукцию различных форм: от сильно стилизованных до почти натуралистичных. По некоторым свойствам технология близка к изделиям из папье-маше (тот её вид, что делается из прессованных опилок).

Для изготовления заготовок игрушки используются отходы от деревообработки хвойных пород деревьев. Еловые и сосновые опилки дробились, просеивались. К опилкам добавляли крахмал, воду и выкладывали массу в пресс-формы. Прессовали под определенной температурой 20-30 минут. Получались две пустотелые половинки будущих игрушек, которые склеивались в целую заготовку будущей игрушки,    обрезались (снимался облой – убирались заусеницы в местах склейки на станке с помощью механических фрез).

Далее шла механическая шпаклёвка, все изделие из пульверизатора покрывали смесью из талька и казеинового клея. После механической шла ручная шпаклёвка, смесь для этого процесса готовили более густую, после которой изделие шлифовали. Сначала механическим способом, затем вручную.

Из пульверизатора покрывали белилами или краской  с различными оттенками, расписывали в художественном цехе и покрывали несколькими слоями лака. Это повышало яркость красок и придавало росписи пластическую глубину.

В результате получалась красивая, нарядная, праздничная игрушка. Не случайно она была интересна не только детям, но и взрослым.

 

В «травной» манере

Настоящая ермиловская игрушка расписывалась только вручную,  каждый узор уникален, неповторим. В разные периоды развития промысла были свои особенности в росписи.

Поначалу она была очень простой: наносили фон игрушки, рисовали глаза, гриву, хвост, крылья, прорисовывали только основные детали. В 50-х - начале 60-х гг. ермиловская игрушка – это обтекаемые, натуралистичные формы; наносился белый, охристый и жёлтый фон, умеренная роспись цветами и травами, чёрного, красного и других цветов.

С середины 1960-х и в 1970-е годы форма ермиловских изделий становится более стилизованной и декоративной. Мастерами активно применялся красный и чёрный фон с контрастной росписью бронзовыми красками. В росписи наряду с «травкой» используются также листья и цветы (роспись «под фон»).     

В классической ермиловской игрушке доперестроечной поры сочетались достижения профессионального дизайнерского подхода с народной традиционной росписью, что способствовало созданию и расцвету уникального современного промысла на нижегородской земле.

Для ермиловской игрушки характерны композиционно продуманное убранство, изысканный колорит. Узоры подчеркивали характер формы, чётко фиксировали композиционный центр игрушки, заставляя обращать внимание то на крутой выгиб шеи лошадки, то на плавность линии обтекаемой формы водоплавающих птиц или пышный хвост петуха. Учитывая взаимодействие главного элемента формы с второстепенными деталями композиции, художники минимальными средствами достигали максимальной выразительности образов.  

IMG_7086

Фабричные мастерские. Наши дни.

Художники работали в рамках традиции ковернинской «травной» манеры. У каждой мастерицы складывались свои пристрастия и свои индивидуальные приёмы, поэтому изделия, обладая единством стиля, отличались своеобразием и неповторимостью узоров, что характерно для ручной работы и чем она особенно и привлекательна.

Сначала игрушки расписывались масляными красками, а с 70-х годов, когда открылся завод искусственных красителей в Ленинграде, в росписи ермиловской игрушки стали использовать яркие нитроэмали, что усилило декоративный характер росписи и придало игрушкам ещё большую нарядность.

«Я люблю свою лошадку»

лутошкин

Фабрика стала хорошим профессиональным стартом для А.Д. Лутошкина. 

Ассортимент выпускаемой игрушки маленьких и больших размеров составлял более ста наименований, например, только птичек выпускали около 75 разновидностей.

Все образцы проходили обязательное утверждение на областном художественно-экспертном совете Горьковского облисполкома и только потом запускались в массовое производство.

Почти  15 лет (1973-1987- гг.) отдал работе на Ермиловской фабрике Александр Дмитриевич Лутошкин:

- Никакого «мудрёного» технологического оборудования на фабрике не было. Обучиться не составляло труда. Работники были почти все свои – жители всех окрестных (до Хохломы) деревень.  Молодёжи трудилось очень много – в колхоз-то не всем хотелось идти. Нас, молодых, сначала отправляли на несложные операции или в столярку.

Ассортимент продукции действительно был широкий. Всё сейчас, наверное, и не вспомнишь. Например, конь-150, конь-250, конь-225, конь-битюк и конь-качалка (два самых крупных изделия), Конёк-Горбунок, Снегурочка и Дед Мороз, мышь, крот, пудель, слон, мишка, несколько видов петухов, чиж, сойка, галка, щегол, сорока… Все птички свистели. Для них изготавливались так называемые звуки, которые вклеивались в игрушку пред тем как отправить её в красильный цех. Звуки делали надомники. У меня мама этим занималась. Я когда в школе учился, часто ей помогал. 

Готовую продукцию отдавали на склад, на упаковку. Упаковывали в большие ящики, их сколачивали по несколько штук и везли в Семёнов на пакгауз. Там грузили в вагоны и отправляли по городам и весям. В наших магазинах игрушка тоже продавалась.

В декабре, кода проходило итоговое собрание, план будущего года всегда был свёрстан. И всё то, что свёрстано, – уже продано. Частично товар реализовывали через «Берёзку» (сеть фирменных розничных магазинов в СССР. – Прим. Ред) за границу. Таких фабрик, как наша, в стране больше не было, а сама игрушка считалась экологически чистой.

Знаете, время то вспоминаю с большим удовольствием. Как-то Иван Харлампьевич подошёл ко мне и моему другу Мише Пьянкову и говорит: «Вы молодые. Что думаете делать-то?». Мы плечами пожали, мол, работать. «Хорошо работать будете?» - спрашивает. Мы: «Хорошо!» «А отдыхать как будете?» - опять интересуется. Ну, мы помялись. На что он сказал следующее: «Вы молодые, опыта у вас пока нет, а  дури много. Поезжайте в Горький. Не знаю, что там и где берут, но чтоб вы оттуда вернулись с инструментами музыкальными!» Сказано – сделано. Съездили в город, купили гитары, ударные, маракасы. Миша мне тогда сказал: «У меня мысль созрела - давай организуем ансамбль?» Говорю: «Давай попробуем». Организовали ансамбль. С нами выступали Виктор Горохов, Миша Мочалов, Коля Распопин, Екатерина Михайловна - моя супруга. Отдыхали действительно дружно-весело. Клуб наш всегда был забит до отказа. А время хорошо проводили не только там.

Вот даже если вспомнить свой Ермиловский посёлок. Был  у нас такой порядок: на Троицу все мужчины скопом отправлялись ловить рыбу. Когда возвращались (неважно, сколько наловили), в печках-прачках варили уху. У женщин к тому времени уже столы были собраны – несли кто чем богат. И вот на улице за длинными столами устраивались такие сельские посиделки. Замечательные годы, жизнь, в которой люди были проще и добрее…

IMG_7109

А.Т. Денисова и А.А. Гурова: фабрика до сих пор снится по ночам.

Дорогие игрушки

Технология изготовления ермиловской игрушки - непростая, роспись -   трудоёмкая. По себестоимости эти изделия получались дорогими, и государству, чтобы сделать их доступными самому широкому потребителю, приходилось дотировать производство. До 1990-х годов фабрика получала необходимую поддержку. Но в 90-е годы господдержка народных промыслов прекратилась, и выпускать ермиловскую игрушку стало убыточно.

В 1994 году Ермиловский участок был выведен из состава фабрики и  выкуплен частным предпринимателем. Предприятие носило название ТОО «Ермилово».

В 1996 году производственные площади ермиловского участка  переданы СПК «Хохлома» (с. Хохлома), и ермиловская игрушка как промысел прекратила своё существование.  

Все уехали, а мы остались…

Обещание, данное самому себе, я сдержал – добрался до Ермиловской стройки. День был «торговый», народ спешил к автолавке. ПризнАюсь, фабрику я «признал» не сразу. Вид у длинного одноэтажного кирпичного здания давно не парадный. А вот люди как будто всё те же – фабричные. Словно вот только  закончилась их смена, и они торопятся по своим делам.

…Навстречу идёт Людмила Александровна Корытова. На фабрику «Игрушка» пришла в 75-ом году, и как говорит, «всю дорогу тут».

- Прекрасно было, на работу – с радостью. Главное ведь всё рядом с домом. Ой, до сих пор жалеем свою фабрику. Мы бы и сейчас поработали! – отмечает она.

Анфиса Алексеевна Гурова трудилась и на фабричной пекарне, и на отделке, и контролёром ОТК. В общей сложности 37 лет.

- У нас тут все деревни представлены были: Ермилово, Вихарево, Липовка… Да вся округа работала!

Анфиса Алексеевна, затарившись продуктами, торопится домой. УзнаЮ, что и её соседка Анна Тихоновна Денисова  - тоже бывшая работница фабрики.

- Как в 87-ом переехали на Ермиловскую стройку, так с тех пор мы лучше родных, - говорит про свою многолетнюю дружбу с соседкой Анфиса Алексеевна.  - Ни одного дня не пройдёт, чтоб мы друг друга не навестили. Обо всём поговорим и жизнь фабричную вспомним.

У дома, где живут соседки, встречаемся ещё с одним жителем деревни -  Николаем Юрьевичем Козловым. Он прогуливается вдоль улицы на лыжах.

- Я недолго на фабрике работал, - охотно поддержал беседу Николай Юрьевич. – В прессовальном цехе был занят, на пилораме. У нас ведь тут можно сказать своё государство было. Понятная, стабильная, размеренная жизнь. Мы думали, всегда так будет, и фабрика никуда не денется. Но всё поменялось. Похожая история и с Тарасовской фабрикой…

На удивление: даже на Ермиловкой стройке оказалось проблематично найти фабричные игрушки. За давностью лет всё куда-то подевалось из домов. Выручила как раз Анна Тихоновна. К ней-то мы и заглянули на огонёк.

- Я тоже все годы на фабрике, в отделке. Пришла - ещё 16 не было. Там и муж, и сестра работали, - рассказывает хозяйка, доставая со шкафа Деда Мороза, петуха, медведя. - Чего говорить – фабрика-то вон и сейчас снится!

С Анфисой Алексеевной и Анной Тихоновной мы ещё чуть-чуть посидели на уютной кухоньке, поговорили о делах насущных. Непросто нынче живёт отдалённая деревня. Удалённость от цивилизации лишает и хорошей сотовой связи, и интернета, бытовых удобств, регулярного автобусного сообщения. Сегодня на Ермиловской стройке проживает всего 28 жителей.

- Был садик, магазин, медпункт. На фабрике 220 человек работало, - замечает Анфиса Алексеевна. -  Когда производство стало разваливаться, многие уехали из деревни. А мы остались…

Это уже совсем другая история…

В завершении хочется дословно процитировать Валентину Васильевну Смирнову. На мой взгляд, лучше и не скажешь:

«…Ушёл в прошлое красивый и добрый промысел. Трудно сказать, смогла бы сегодня, в век компьютеров и новых технологий, внедряемых во все сферы, ермиловская игрушка составить конкуренцию своим собратьям. Кто знает! Но почему-то все равно дети тянутся к ним, это подтвердят многие родители. Пусть уже потускнела и облупилась краска, но, как и прежде, излучают лошадки и уточки теплоту….

Сейчас настоящую ермиловскую игрушку можно встретить в экспозициях музеев. Самобытные, яркие, забавные, прессованные из стружки, расписанные удивительными «травными» узорами, они бережно хранятся в музейных собраниях ХПМИ Сергиева Посада, Городца, Заволжья и в частных коллекциях ценителей. В Ковернинском музейно-выставочном центре «Отчина», на родине этого уникального промысла,  хранится 160 предметов игрушки.  

Ермиловская игрушка, созданная умелыми руками мастеров, продолжает жить в народе. Сейчас ещё во многих домах можно найти «визитную карточку» Ермиловской стройки – прессованную расписную игрушку.

К сожалению, серьёзным исследованием этого явления народного искусства пока не занимались, да и статей в периодической печати было немного. А между тем ермиловская игрушка - уникальная, яркая и самобытная, истинно нижегородская - заслуживает особого внимания.

В последние годы на прилавках сувенирных магазинов Нижнего Новгорода, а также на крупных выставках и ярмарках стали всё чаще появляться игрушки ковернинского предприятия, выпускаемые под брендом «ермиловская» игрушка, но это совсем другие изделия и это уже другая история...»

Слайд23

Ермиловская бурёнка

А. Мимоходов,  В. Смирнова,

 использованы материалы искусствоведа Н. Квач

Яндекс.Метрика