Главная/Рубрики/Общество/О купце Степане Тарасовиче Овсянникове и его семье

О купце Степане Тарасовиче Овсянникове и его семье

Степан_Тарасович_Овсянников

25.12.2024

При написании статьи о ковернинских храмах была  найдена заметка в Костромских епархиальных ведомостях:  «По случаю освящения вновь позолоченного иконостаса в Воздвиженском  приходском храме». Данное событие произошло в Ковернино 29 апреля 1890 года.  Интересна в этой заметке информация о благотворителе этого храма - С.Т. Овсянникове.

Остаток капитала – на богоугодное дело

«Позолота освящённого иконостаса  произведена была за счёт  С.Т. Овсяникова (фамилия записана с одной «н». - Прим.авт). Личность эта,  ныне покоящаяся под крылом этого храма с благословения почившего Костромского Преосвященного Александра, некогда имела почти всероссийскую известность. Уроженец здешней местности, покойный Овсяников происходил из крестьян; своими природными дарованиями, сметливостью, предприимчивостью и  умелою <…> деятельностию стяжал многомиллионное  состояние и достиг почётных, присвоенных его званию титулов. Большую часть жизни  купался в смуте раскола, но под конец в силу обстоятельств, сложившихся, конечно, не без бдительного промышления Божия, обратился в лоно Православной церкви.

За свои вольные и невольные прегрешения ему пришлось быть  привлечённым к суду, по приговору которого он <…> был сослан в  Сибирь, откуда был возвращен Милостью Государя–восприемника (по словам Овсяникова) его при присоединения к Православию. Возвратившись из ссылки, Овсянников, уже свыше девяносто-летний старец, хотя по виду  ещё атлет, решился остаток дней своих и остаток, уже самый ничтожный, от оставшихся капиталов, посвятить благотворительности местному краю и преимущественно благоукрашению приходских храмов… своей родины, на что и употребить 20000 р. Но смерть не дала  ему привести  их в полнейшее образцовое по его преднамерению – благолепие;  а внезапность смерти  не дозволила ему оформить и духовное завещание на сей предмет. Родственники его, многочисленные, все негодуют расколом. Последним делом его забота о благоукрашении храмов была, как уже сказано, позолота иконостаса…».

Речь идёт о купце I гильдии Степане Тарасовиче Овсянникове, богатейшем человеке, у которого к началу 1870-х гг. капитал исчислялся суммой в 12 миллионов рублей. Не буду писать обо всех его делах, меценатстве и  о «подвигах». О нём много написано и в интернете, и в книге Краско А.В. «Петербургское купечество: страницы семейных историй».

 

Старинный род

Что касается нашего села, то в 1874 году Овсянников способствовал учреждению в селе  Ковернино двухклассного начального народного училища Министерства Народного просвещения, «на предложенные С.Т. Овсянниковым условиях».

 

Благотворитель храма был яркой личностью, да и фамилия Овсянников  была среди жителей села Ковернино. Так «местный» ли он, как писали в заметке, да  и откуда он родом?

По разным опубликованным сведениям, рождён он был около 1805 года в Угличе либо в  Москве, да и записей о его смерти не найдено. Но судя по заметке из епархиальных ведомостей, он  был «местный», а значит, надо искать его и его семью в архивных документах по с. Ковернино. И они найдены!

По ревизской  сказке  от 31 марта 1834 года в селе Ковернино Макарьевского уезда Костромской губернии  Степан Тарасович числится в семье своего отца  – Тараса Фёдоровича (51 год) и матери Ольги Степановны (43 года). Степану Тарасовичу в это время 27 лет,  и  значит он  должен быть 1806 года рождения. Кроме того, он уже молодой вдовец и  многодетный отец. Имел Степан Тарасович трёх сыновей: Василия четырёх лет, Глеба трёх лет, Ивана двух лет; а также двух дочерей – Наталью шести лет и младшенькую годовалую Евдокию. Вероятно, что супруга его умерла после последних родов.

По сведениям на 1850 год, отец  Степана Тарасовича,  Тарас Фёдорович,  умер  после завершения 8-й ревизии (т.е. после 31 марта), в 1834 году. Его мать – вдова Ольга Степановна проживает в Ковернино в своём доме одна в возрасте 61 года. Семья же самого Степана Тарасовича «поступила в купечество в 1834 году»,  и  с этого момента он стал заниматься торговлей.

 

Из документов же на 1794 год известно, что прадед Степана Тарасовича – Пётр Овсянников - уже умер. Но в ревизию записаны его две дочки: Федора (1744 г.р.) и Евфросинья (1751 г.р.),  не вышедшие замуж и  проживающие при брате Фёдоре. А также были указаны его сыновья: Роман (1737-1783), Василий (1742-1786) со своими большими семействами, Леонтий (1745-1786) и Фёдор (1753-?) – дед нашего С.Т. Овсянникова. У Фёдора Петровича в 1785 году  умерла первая жена – Мария Петровна (1760 г.р.),  и он обвенчался во второй раз с Пелагеей Петровой (1764 г.р.), которая была родом, а точнее, «взятая Юрьевецкой округи дворцовой из местной волости деревни Желобной». От первой жены  у него родились сын Тарас (будущий отец Степана), которому было всего «одна неделя» на перепись 1782 года и дочь Федосья в 1781 году. Позже от второй  супруги родились сын Филипп – в 1793 году и дочь Евфросинья – в 1789 году.

Так, немного «покопавшись» в архивах, можно сказать, что род Овсянниковых старинный, местный и многочисленный…

 

На память незабвенному благодѣтелю

 

Во всех  источниках к биографии Овсянникова стоит последняя запись: «Точная дата смерти и место захоронения неизвестны». Однако, благодаря ресурсу «Яндекс. Поиск по архивам», мне удалось узнать, когда умер и где был похоронен  С.Т. Овсянников. Найдена запись в Метрической  книге  церкви св. Харитония в Огородниках города Москвы. В 1889 году в декабре месяце под №20 сделана запись, что 16 декабря умер, а 18 числа был отпет «бывший коммерции советник  Степан Тарасович Овсянников». Умер он в возрасте 85 лет от рака пищевода. Исповедовал его перед смертью монах Иона из Сретенского монастыря.  Отпевал же его «за болезнию приходского священника заштатный священник Сергей Протопопов» вместе с приходским диаконом Алексеем Меандровым и псаломщиками Александром Зверевым и Дмитрием Розановым. Тело Овсянникова для предания земле  было отправлено на его малую родину  в село Ковернино, о чём  и была сделана соответствующая запись в Метрической книге.

1

Судя по заметке, похоронили Степана Тарасовича как «личность, покоящуюся под крылом этого храма», т.е. у стен ковернинского каменного Воздвиженского храма, а в книге «Русский провинциальный некрополь...»  указано, что купца Овсянникова похоронили у стен Ильинской церкви: «Овсянниковъ Стефанъ Тарасовичъ, купецъ изъ крестьянъ с. Ковернина. «На память незабвенному благодѣтелю нашему отъ благодарнаго 1-го Ковернинскаго общества»», так гласит надпись на памятнике.  Но ошибки тут быть не может… оба храма стояли близко друг другу, и приходское кладбище было одно. В наши дни могила его утрачена. Могу сделать только предположение, что сохранившийся до сих пор в селе Ковернино богатый склеп, что стоит около магазина «Бристоль» и ресторана «Братина» и есть место упокоения Овсянникова С.Т.

 

О. Барыкина, краевед

28 декабря по новому стилю исполняется 135 лет со дня смерти С.Т. Овсянникова.

Яндекс.Метрика