Сервис оптимизирует экспортные процессы
Нижегородский бизнес может воспользоваться цифровой платформой «Мой экспорт» для оформления сертификата о происхождении товаров.
Сертификат о происхождении товара - документ, подтверждающий происхождение продукции из страны, на территории которой она была произведена полностью или получила значимую переработку.
Кроме того, наличие сертификата о происхождении товара часто предусмотрено экспортным контрактом или национальными правилами страны ввоза товаров. Сертификат выдается торгово-промышленными палатами (ТПП). Теперь этот документ можно запросить на платформе «Мой экспорт».
«Сервис по запросу сертификата о происхождении товара был разработан совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, при этом, конечно же, учитывалось и мнение экспортеров. Цифровая услуга предусматривает только электронное взаимодействие с ТПП на всех этапах, где это возможно, и выбор экспортером самостоятельно той ТПП, в которой он желает получить оригинал сертификата. Предоставление бумажных документов и очные консультации для получения сертификата посредством сервиса исключены. При этом система автоматически определит, какой из восьми видов сертификатов доступен для оформления экспортеру», - рассказала глава Российского экспортного центра (входит в группу ВЭБ. РФ) Вероника Никишина.
«Создание такого сервиса - это еще один большой шаг к оптимизации экспортных процессов, а значит, и к развитию российского бизнеса. В нем все предусмотрено для удобства предпринимателя, экономии его времени и сил. Эти важнейшие для продвижения своего бизнеса ресурсы он может потратить на решение важных вопросов, а не на хождение по кабинетам», - отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Сведения в карточке заявки заполняются автоматически из цифрового профиля пользователя. После окончательного заполнения заявки сведениями
о товаре и условиях поставки проводится ее автоматическая онлайн-проверка.
Сервис уведомит о возможности получения сертификата по данной заявке или о том, что необходимо пройти экспертизу по определению страны
происхождения товара. В этом случае сервис автоматически сформирует черновик заявления и уведомит о предварительной стоимости экспертизы. В течение трех дней после направления заявления на выдачу нужного вида сертификата ТПП при положительном решении о его выдаче подготовит проект сертификата и направит его на проверку в личный кабинет экспортера.
Если пользователь обнаружил техническую ошибку в проекте сертификата, составленного на основании заявленных им сведений, он может направить в ТПП комментарий, указав в нем те позиции, которые необходимо скорректировать. Это позволит исключить ошибки в оформляемом итоговом документе, что иногда случается на практике, а также не тратить время на его переоформление.
Подтвердить оплату по полученному в сервисе счету от ТПП можно в пару кликов: необходимо ввести реквизиты оплаты в специальные поля и направить информацию в ТПП.
После всех пройденных этапов экспортеру в личном кабинете будут доступны реквизиты оформленного сертификата и сведения из его печатной формы для скачивания. В сервисе также можно формировать аналитические документы, связанные с получением сертификата (полный отчет, детализированный отчет, страновой отчет).
Максимальный срок предоставления услуги, если нет необходимости проводить экспертизу или вносить правки в проект сертификата, - пять рабочих дней. На практике это происходит быстрее.
Однако есть процедуры, которые нельзя полностью перевести «в цифру». Так, экспертизы ТПП по определению страны происхождения в ряде
случаев сопровождаются необходимостью выезда на место производства товара. Кроме того, непосредственно оригинал сертификата оформляется на бумажном носителе. Его нужно забирать в торгово-промышленной палате, выбранной в сервисе экспортером, либо получить по почте. Дело в том, что по нормам международного законодательства при экспорте таможенные органы стран-импортеров сейчас принимают сертификаты только на бумажных носителях.
Для использования платформы сервиса по выдаче сертификата происхождения товаров генеральному директору или пользователю платформы «Мой экспорт» с ролью «администратор» необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).
Цифровая платформа «Мой экспорт» (ИС «Одно окно») является частью национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который направлен на увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров.
Платформа предоставляет онлайн-доступ к государственным и бизнес-
сервисам, сопровождающим выход компаний на экспорт. Сервисы платформы обеспечивают решение основных задач на каждом этапе экспортного цикла. Цифровая платформа работает в режиме «одного окна».