Тихая деревенская улица в эти дневные часы не подавала особых признаков жизни... Да и откуда? Медвежково, как и все вокруг, пережидая сорокоградусные морозы, затихло у тёплых печек.
Вот и в доме у Лидии Петровны Шириной от двух натопленных печей было до того жарко, что, казалось, вот-вот бросит в дрёму... Ещё час-полтора и за окном начнёт темнеть. Зима - бесконечные сумерки. Но Лидия Петровна привыкла. Пока дров наносишь, туда-сюда - в деревенском доме без удобств время по-другому считают. Вот в эти сильные морозы приходилось в четыре утра вставать, чтобы печь затопить. А к вечеру - ещё раз. Но вот, кажется, все дела переделаны, можно и присесть. На диване хозяйку ждёт очередной клубок шерсти да спицы. Надо довязывать носок-то...
Позади у Лидии Петровны непростая крестьянская жизнь. Родом она из Дурандина, трудилась всю жизнь в племзаводе им. Ленина. Долгое время работала в швейнике. Рукавиц-то сколько за эти годы сшито! Кажется, пол- Москвы бы одеть можно. Кроме них, шили и постельное бельё, и много ещё чего.
Двух своих девчонок растить пришлось одной, поэтому, когда дети пошли в школу, денег стало не хватать. Недолго думая, Лидия перешла на ферму. В те годы только доярки хорошо-то и зарабатывали. Тяжело, конечно, было, не как сейчас, на современной ферме…
Кстати, и дочери Лидии Петровны тоже связали свою жизнь с животноводством. Ольге, правда, по состоянию здоровья пришлось найти работу полегче, а Любовь и сейчас осеменатором в хозяйстве трудится. Обе живут в Сухоноске. Подарили бабушке троих внуков. Вот для них-то она и старается сейчас, вяжет носки-варежки.
Умение вязать перешло к Лидии от матери. Раньше женщины всё умели делать: и ткать, и прясть, и вязать - нужда заставляла. От неё и коврики вязать научилась - эти неотъемлемые атрибуты русской избы. Вон их сколько - и на полу, и на стульях.
Сейчас же это больше увлечение, хоть и полезное. Причём, увлечение не единственное. Когда-то, ещё в детстве, пробовала Лида вышивать гладью подзор да салфетку.
- Смотрю, Софья-соседка сидит, вышивает. А я думаю - вот она сумела, а я не сумею что ли, - смеётся Лидия Петровна.
Сумела, конечно. Научилась и гладью, и крестиком вышивать, и алмазную мозаику выкладывать… А ещё она джутовой филигранью занимается и мочалки вяжет. Даже броши из обычных макарон научилась делать! Вся эта красота сейчас на стене да на полках серванта красуется.
Незатейливые работы, но такие душевные... Рисунки для вышивки берёт из журналов. Кое-что дарят дети и знакомые. А рукодельничать теперь она продолжает учиться в кружке при Сухоносовском ДК у Натальи Ярославцевой. После нашей беседы, кстати, Лидия Петровна собиралась на колхозном автобусе до Сухоноски - на очередное занятие. Рукоделие затягивает, не даёт скучать в длинные тёмные вечера, отбивает нехорошие мысли.
... Петелька за петелькой спицы проворно снуют в руках хозяйки. Дома тепло, уютно. Умиротворяющая картина... А сколько таких вот простых мастериц стали прообразами картин известных художников, которых всегда вдохновляло занятие рукоделием... А. Тропинин - "Кружевница" и "Золотошвейка", А. Веницианов - "Крестьянка за вышивкой", С. Морозов - "Вышивальщица"... Да много ещё разных...
Автор: Марина Вагузова
Фото автора